You are here
Home > Анонс > Композитор Виктор Ульман – свидетель и жертва Апокалипсиса!

Композитор Виктор Ульман – свидетель и жертва Апокалипсиса!

Торжественное открытие выставки «Виктор Ульман – Свидетель и жертва Апокалипсиса» состоится 23 ноября в 19.00 (Дом композиторов — Большая Морская, 45) в рамках XXVIII международного фестиваля новой музыки «ЗВУКОВЫЕ ПУТИ» 
Вход на выставку — свободный.

 

Документальная выставка «Виктор Ульман – Свидетель и жертва Апокалипсиса» повествует о трагической судьбе австрийского композитора Виктора Ульмана. В годы Первой мировой войны он был артиллерийским наблюдателем австрийского вермахта и оказался свидетелем газовой атаки и грандиозной битвы в Альпах на итальянском фронте. В годы Второй мировой войны он был отправлен в гетто концлагеря Терезиенштадт и в 1944 году погиб в газовой камере Освенцима.

Автор выставки – австрийский режиссер и руководитель музыкально-театральной группы ARBOS Герберт Ганчахер сделал постановку главного сочинения Виктора Ульмана – оперы «Император Атлантиды, или Смерть отрекается» и исполнил ее в 1995 году в концлагере Терезиенштадт, где они и была создана. Постановка оперы была для Ганчахера не просто режиссерской работой. История создания оперы настолько поразила режиссера, что он отправился в архивы и занялся серьезными исследованиями биографии Ульмана – солдата Австрийской императорской армии, участника жестоких сражений Первой мировой войны и жертвы войны Второй. Он читал его письма, нашел газеты с рецензиями его фронтовых концертов, встречался с выжившими узниками концлагеря – участниками репетиций оперы, премьера которой тогда так и не состоялась, а автор был отправлен в газовую камеру Освенцима. В результате Ганчахер восстановил почти по дням время, которое Ульман провел в окопах Первой мировой. Именно ее события, оставившие столь сильный след в сознании композитора, послужили основой для сюжета оперы «Император Атлантиды», написанной в концлагере. Ганчахер пришел к выводу, что Император Ульмана – это не фюрер Третьего Рейха, как утверждает большинство исследователей, а собирательный образ двух последних монархов Австро-Венгрии – Франца Иосифа, развязавшего войну в 1914 году, и Карла, при котором Империя в 1918 году развалилась.

Обилие изученных материалов привело Ганчахера к идее устроить выставку, посвященную Виктору Ульману. «Свидетель и жертва апокалипсиса» – так он назвал экспозицию, которая впервые была представлена к 100-летию Первой мировой войны в 2014 году в Клагенфурте, затем в Вене и Зальцбурге, в 2015 году состоялась в Праге и, наконец, добралась до Петербурга.

На выставке демонстрируются подлинные документы времен Первой мировой войны, открытки и листовки того времени, книги, как антивоенные, так и «ура-патриотические», множество фотографий, подлинная нотная тетрадь 1944 года – вокальная партия исполнителя роли Смерти в опере Ульмана, письма Ульмана и афиши его концертов (1917-1918 гг.), подлинный мундир корнета австро-венгерской армии и много иных интереснейших экспонатов.

Выставка является частью программы международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути». Она торжественно откроется в Доме композиторов 23 ноября в 19.00 и продлится всего несколько дней — до окончания фестиваля 27 ноября. Время осмотра экспонатов с 11.00 до 18.30, вход на выставку свободный.

comments powered by HyperComments