You are here
Home > Кино > West Wind 2016: день третий, воспитываем детей

West Wind 2016: день третий, воспитываем детей

С 19-го по 23-е октября в Петербурге прошел фестиваль европейского кино West Wind. Двери «Англетера» распахнулись для всех неравнодушных к качественно снятым и продуманным проблемным фильмам. Представленные картины — это коллекция произведений, выдвинутых странами на премию «Оскар» в «иноязычной» номинации. Не упустите возможность сделать собственный прогноз, посмотреть некоторые работы можно на сайте ivi.ru. 

Одним из самых жестоких и шокирующих фильмов кинофестиваля стала драма с безобидным названием «Детки». Полуторачасовой «гимн прекрасным и опасным подросткам» снял люксембургский режиссер Донато Ротунно. Кто перед нами: дети или взрослые? О чем они мечтают? И можно ли исправить ошибки в их воспитании?

По сюжету картины подросток, избивший одноклассника, попадает в спецкласс для трудных детей. Парень сильно переживает из-за своей матери, которая давно уже перестала заботиться о нем. Резкая и вульгарная Сандра работает в секс-чате, сын для нее лишь случайный «залетик», а его воспитание — обуза. Поначалу индивидуальное обучение проходит без нареканий преподавателей, но вскоре в класс приходит новая ученица по имени Ширли. Девочка, уже успевшая пережить лечение в психбольнице, ведет себя агрессивно. Дружба главного героя с Ширли перерастает во влюбленность, а их развлечения все дальше уходят за рамки воображаемого. Воровство, драки, убийства — «детки» не остановятся ни перед чем, стремясь получить желаемое.

Действия фильма разворачиваются в современном Люксембурге. Зеленые скверы, просторные крыши с видом на город, парки аттракционов — места, куда попадают герои, жаждущие стать свободными и воплотить свою мечту. Кадры, полные нечеловеческой жестокости, граничат с гармоничными картинами счастья и беззаботной детской радости. Избивающая ногами свою учительницу Ширли через мгновение с хохотом прыгает на кровати. Состояние опьянения передает прерывистая съемка, которая позволяет взглянуть на мир глазами подростков.

Главный герой драмы соединил в себе противоположные черты. С одной стороны, он любит мать и готов защищать её от оскорблений своих сверстников, с другой — призирает Сандру и обращается к ней только по имени. В парне есть желание нравиться окружающим и заботиться о них, он молчалив и сдержан. И в то же время его манит взрослая жизнь и развлечения, за которые он не считает нужным платить. В кадре то и дело появляется воображаемый друг героя, его внутренний голос. Сильный и властный, он склоняет подростка в сторону отчаянных и безжалостных поступков. Малолетняя Ширли многое испытала в жизни: алкоголь, наркотики, драки, секс — это лишь малая часть её достижений. «Прямо как в фильме», — с гордостью произносит девушка, рассказывая о матери наркоманке. Именно знакомство с Ширли становится для неокрепшего парня точкой невозврата.

Особенность истории — будоражащие сцены. С трудом переносящим кровь и жестокость придется не раз зажмуриться за время просмотра. Вот камень летит в голову симпатичной девушки, а вот рубиновые капельки стекают с ножа, разрезавшего ладонь. Такие сцены заставляют понять — все это не невинные детские игры.

Однако фильм лишь ставит проблему, решение её не было найдено режиссером. Ни запугивание, ни выверенные педагогические ходы, ни жалость не остановили «деток» в их стремлении разрушать. Как помочь им исправиться? Этот вопрос остается на размышление зрителей.

Драма «Детки» злит и огорчает, она заставляет думать и искать решение. Смотреть её однозначно нужно, но только отодвинув попкорн и настроившись на серьезное кино.

После просмотра фильма состоялась беседа с режиссером картины Донато Ротунно и актрисой, исполнившей роль Сандры, Фабиенн Элейн Холльвеге. Гости ответили на вопросы публики.

— Этот фильм про взрослых или про детей?

Донато: Картина много попутешествовала по миру, но я впервые слышу такой вопрос. Конечно, этот фильм немного про взрослых, просто потому что их в картине нет. Возможно, эта картина об отсутствии любви взрослых к детям.

— Насколько проблема трудных подростков близка герцогству Люксембург?

Донато: Люксембург — маленькая страна в середине Европы. У нас живет всего 600 тысяч человек. Но в Люксембурге тоже есть дети и взрослые, а значит, существуют и эти проблемы. Когда фильм только вышел, это был шок для зрителей. Люксембург — богатый край, здесь не привыкли к таким проблемам.

Плотность населения в вашей стране — 171 человек на квадратный километр. Проблему не заметить сложно. Как вы видите её решение?

Донато: В фильме показана целая серия историй. Он снимался как адаптация к книге, которая написана настоящим учителем, работавшим с трудными подростками. Сама книга тяжелая и жесткая, в ней совершенно нет надежды. Этот фильм — момент истины, он существует для того, чтобы мы осознали проблему. Картину показывали во многих школах. И каждый раз это было огромное удивление для учителей и родителей, но не для детей. Дети знают гораздо больше, чем мы думаем.

— Вопрос Фабиенн, расскажите свою историю появления в картине. 

Фабиенн: В первую очередь я прошла кастинг, меня сильно впечатлил сценарий, и я захотела работать над фильмом. У меня тоже есть дети. Помню, когда пришла домой после того, как мы сняли эротическую сцену, я обняла своего ребенка, и мне было ужасно грустно.

— Фильм для вас — это психотерапия? Попытка побороть собственный страх? 

Донато: Все зависит от проекта. В предыдущем фильме, который я снимал 14 лет подряд, это действительно была фильмо-психотерапия, помогающая решать проблемы. Драма «Детки» — размышление. Дадут ли ребенку шанс? Будут ли его осуждать? Все эти вопросы до сих пор открыты.

Фабиенн: В начале моей карьеры, в первые её годы, съёмки были для меня своеобразной психотерапией. Но потом это стало способом рассказывать истории. Сегодня игра в кино дает мне возможность лучше понимать вещи, характеры и природу людей.

— Почему в вашем кино так много контрастов?

Донато: Не забывайте, что это фильм. У картины есть 90 минут, и она использует все ходы, которые могут помочь пронять вас.  Контраст — один из способов показать идею фильма. Главное здесь не реальность происходящего, а эмоции, которые мы передаем. Если вы хотите отправиться в путешествие с этими детьми, то не задумываетесь. А могут ли они вести машину? Есть ли в баке бензин? Если же вы размышляете над этим, значит перед вами не очень хороший фильм. Как и в жизни, нам не нужно понимать все. Например, понимать свою девушку, не дай бог! (смеётся)

Автор: Ольга Шкворова

Фотографии и кадры предоставлены организаторами 

comments powered by HyperComments