You are here
Home > Музыка > Любите ли вы Брамса, Шумана и Сен-Санса?

Любите ли вы Брамса, Шумана и Сен-Санса?

29 октября у посетителей Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д. Шостаковича появился шанс определиться с предпочтениями и выяснить, кто им ближе и понятнее – Роберт Шуман с его глубиной и романтизмом, Иоганнес Брамс с народными мотивами и душевностью, Сезар Франк с его возвышенными идеями или импрессионист Клод Дебюсси. Возможность выбора предоставили два талантливых литовских музыканта, настолько известные в Европе и США, что давно не нуждаются в представлении – скрипач Юлиан Рахлин и пианист Итамар Голан.

raxlin

Однажды выдающийся английский драматург Бернард Шоу сказал одному из величайших скрипачей XX века Яше Хейфецу «Пожалуйста, сыграйте хотя бы несколько фальшивых нот, чтобы мы знали, что вы — живой человек». Именно эта фраза приходила на ум, когда Юлиан Рахлин продемонстрировал слушателям свое мастерство, причем не только на скрипке, но и на альте. Вибрато, стаккато и пассажи временами напоминали торнадо, а временами морской штиль.

Один из самых востребованных скрипачей мира, в прошлом ученик, а сегодня профессор Венской консерватории, лауреат множества международных конкурсов, включая самый популярный конкурс молодых музыкантов «Евровидение», Юлиан Рахлин дает по 120 концертов в год по всему миру. В качестве скрипача и дирижера маэстро выступал с национальным оркестром Франции, с оркестром Филармонии Ла Скала, на фестивале в Люцерне, с симфоническим оркестром Торонто, Израильским и Пражским филармоническими оркестрами, а также с Симфоническими оркестрами Дюссельдорфа и Ливерпуля.

Французский скрипач Зино Франческатти как-то сказал о своей скрипке «она — мой ребенок, она — мой брат, она — моя подруга. Я никогда не считал скрипку своей. Я — лишь ее попутчик». Подруга, брат и верный попутчик Юлиана Рахлина — скрипка Страдивари «ex Liebig» 1704 года. И пока ученые пытаются разгадать и повторить секрет уникальных свойств скрипок Страдивари, слушатели Филармонии наслаждались ее непревзойденным голосом.

Аккомпанировал Юлиану Рахлину выдающийся пианист и концертмейстер современности, профессор Парижской консерватории и Манхэттенской школы музыки — Итамар Голан. Маэстро выступал на престижных фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Люцерне и Тэнглвуде. Итамар Голан предпочитает камерное исполнительство, которое он и избрал в качестве своей основной профессии. Как камерный музыкант Итамар Голан сотрудничает не только с Юлианом Рахлиным, но и Идой Гендель, Кунг Ван Чунгом, Шароном Камом, Янин Янсен и другими исполнителями. Как солист, Итамар Голан выступал в сопровождении таких известных коллективов, как Израильский и Берлинский филармонические оркестры, Лондонский королевский филармонический оркестр, Венский филармонический оркестр и другие.

1e96f7_0e0aefce54cd42b99283638deec7925b-mv2

Юлиан Рахлин в тандеме с Итамаром Голаном начали концерт, сыграв «Сказочные картины для альта и фортепиано» немецкого композитора, музыкального критика и педагога Роберта Шумана. Композитора называли романтиком, в том числе и потому, что его увлекали сказочные мотивы. В этом цикле Шумана можно представить и таинственность леса, и причудливых фантастических существ, рожденных воображением поэтов, и рыцарей средневековья.

Шуман посвятил «Сказочные картины» немецкому скрипачу и альтисту Йозефу фон Василевскому, который, в свою очередь, после смерти композитора опубликовал в 1858 году его первую биографию.

Роберт Шуман был не только композитором, но и музыкальным критиком. Когда он познакомился с Иоганнесом Брамсом, пришел в такой восторг, что назвал его гением и опубликовал восторженную статью о юном даровании в журнале.
Тем логичнее, что после сочинения Шумана, Итамар Голан и Юлиан Рахлин исполнили «Сонату № 2 Ми-бемоль мажор для альта и фортепиано» Брамса. Характерной чертой музыки композитора называли его умение сочетать несочетаемое, воплощая в своей музыке «улыбку сквозь слезы». Музыканты великолепно передали лиричность, душевность, романтизм и выразительность сонаты композитора.

Несколько иной, более оригинальной по фактуре, но столь же эмоциональной стала «Соната соль минор для скрипки и фортепиано» французского композитора, представителя импрессионизма в музыке Клода Дебюсси. Пока слушатели представляли себе картины Клода Моне и Огюста Ренуара, Итамар Голан и Юлиан Рахлин великолепно исполняли колористичные гармонии, аккордовые параллелизмы и чередование диссонанса с необыкновенно трогательной мелодикой.

julian_rachlin_ta_2011

Последним произведением, согласно программе концерта, стала «Соната Ля мажор для скрипки и фортепиано» бельгийского композитора, самого известного после Иоганна Себастьяна Баха органиста, Сезара Франка. Интересно, что композитор применял в своих сочинениях принцип «сквозного развития», согласно которому несколько музыкальных тем развиваются из одной общей, а потом объединяются в финале.

К финалу подходил и концерт. Но зрители настолько оказались воодушевлены, что не хотели расходиться. Пришлось Юлиану Рахлину и Итамару Голану сыграть на бис. Они не назвали произведение, позволив зрителям угадать самим. Для тех, кто не был на концерте, раскроем секрет – музыканты исполнили сочинение, знакомое всем любителям скрипки –«Интродукцию и Рондо каприччиозо» французского композитора Камиля Сен-Санса.

Как-то раз выдающийся немецкий поэт Генрих Гейне сказал, что «там, где кончаются слова, начинается музыка». Несмотря на то, что концерт подошел к концу, он ознаменовал собой начало седьмого международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира». Фестиваль состоит из восьми концертов, в которых участвуют талантливые музыканты из многих стран. Концерты пройдут в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии и в малом зале им. М.И. Глинки.

                                                              Автор: Инна Зайцева

                                                              Фотографии из открытого доступа 

comments powered by HyperComments