You are here
Home > Кино > История о профессиональном убийце и устаревших ценностях

История о профессиональном убийце и устаревших ценностях

29 сентября на большие экраны вышел «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Режиссер известен как создатель артхаусного и авторского кино. Его творчество традиционно вызывает у публики противоречивые эмоции: одни им восхищаются, другие недолюбливают, а некоторые откровенно не понимают. Мизгиревские фильмы — «Конвой», «Бубен, барабан» и другие неизменно самобытны и никого не оставляют равнодушными.

По сравнению с предыдущими, новая работа режиссера более ориентирована на вкусы и интересы массового зрителя. Притягательный колорит старинного Петербурга, честная суровая эстетика и звездный актерский состав – у «Дуэлянта» есть все, чтобы нужно, чтобы завлечь людей в полутьму кинозалов. Картина обещает поклонникам отечественной киноиндустрии чистое удовольствие от просмотра качественной интеллектуальной драмы с философским подтекстом.

С первых кадров зрителей захватывает таинственная атмосфера фильма, похожего на фантасмагорию. Мрачный и восхитительный Санкт-Петербург тонет в бесконечном дожде, в грязной воде каналов, в тусклом оранжевом свете фонарей, в звонком перестуке копыт и шуме шагов… В этом призрачном городе обитает, будто скользит, на грани жизни и смерти отставной капитан Яковлев. Он дуэлянт и если называть вещи своими именами — профессиональный убийца. Некий немецкий барон в талантливом исполнении Мартина Вуттке снабжает его заказами. «У вас счастливая рука», — восхищается капитаном его персональный Мефистофель. Но герой не верит ни в удачу, ни в молитвы.

У него туманное прошлое, где нашлось место невообразимой жестокости, горечи потерь и обидам, которым не может быть прощения. Этот человек (его образ безукоризненно воплощен в жизнь Петром Федоровым) находится во власти безумной мечты. Страстная жажда возмездия и возвращения утраченного гложет бедный разум Яковлева, не давая надежды на покой и счастливую жизнь. Даже любовь, вопреки опыту классической русской литературы, оказывается бессильна излечить его одержимость. Поэтому романтическая линия фильма смотрится  удручающе блеклой: белокурая княжна Марфа мила и привлекательна, но ее сил недостаточно, чтобы спасти дуэлянта от него самого.

Антагонистом героя Федорова, отчаявшегося «рыцаря печального образа», является граф Беклемишев. Человек, которому нельзя говорить «нет». Тот, кто получает все, что хочет – и любой ценой. Беклемишева и Яковлева объединяют кошмарные воспоминания и темные тайны. Их странная связь замешана на ненависти, гордыне и кровавых деньгах. Играет графа неподражаемый Владимир Машков. Актер блестяще справился с ролью, создав демонический образ опасного и коварного Беклемишева.

В «Дуэлянте» режиссер рассуждает о чести. Для героев фильма это  высшая ценность и смысл существования. Слова «Без чести нет дворянина» могли бы считаться девизом представителей высшего сословия той эпохи. Людям двадцать первого века, увы, чуждо подобное мировосприятие. В современных реалиях мы говорим о чувстве собственного достоинства, гордости, благородстве… Но никогда о чести. Это понятие отмерло, кануло в Лету вместе с временами балов, карет и дуэлей. Новая картина Мизгирева рождает легкую горечь и тоску о том, что потеряно безвозвратно. В итоге «Дуэлянт», как и другие работы режиссера, производит неоднозначное впечатление, но, безусловно, его стоит посмотреть каждому.

Автор: Анна Анашкина

За возможность посмотреть фильм благодарим киноцентр «Родина»

comments powered by HyperComments