You are here
Home > Анонс > РОСФОТО откроет Афон, где кончается земля и начинается небо

РОСФОТО откроет Афон, где кончается земля и начинается небо

Окунуться в таинственный мир православного Афона все желающие смогут с 12 октября по 27 ноября 2016 года в выставочном центре РОСФОТО! Открытие выставки состоится 11 октября 2016 в 18:00 в Выставочном зале Дворового корпуса, на 2 этаже.

В этом году весь Православный мир празднует 1000-летие пребывания русских монахов на Афоне. Святая Гора, ее прославленные монастыри, их архитектура, сокровища ризниц и библиотек обладают исключительной художественной ценностью. Эти памятники в подлинном смысле слова являются межнациональным историко-культурным достоянием.

Проект «Афон. Где кончается земля и начинается небо» состоит из двух разделов — фотографий, сделанных во второй половине XIX – начале XX века, и современных снимков.

До недавнего времени афонское фотографическое наследие практически не изучалось и не систематизировалось, но, благодаря труду афонских монахов, бережно и подробно восстановивших исторические сведения, удалось уточнить авторство и датировки множества снимков. Сейчас видовые фотографии и портреты монахов хранятся на Святой Горе, в архивах и музеях разных стран. На выставках прошлых лет, посвященных этой теме, демонстрировались отдельные коллекции, но не было возможности обобщить разрозненные материалы. Уникальная объединенная выставка, подготовленная РОСФОТО, впервые позволяет сопоставить произведения из фондов Государственного Русского музея, Научной библиотеки Российской академии художеств, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории религии и Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО. Проект дает возможность увидеть Святую Гору глазами русских профессиональных фотографов-документалистов и фотографов-афонитов, подвизавшихся в монастырях много лет тому назад.

Во второй половине 1850-х годов русский археолог и собиратель христианских древностей П.И. Севастьянов совершил несколько научных экспедиций на Афон. Он занимался систематизированным копированием фресок и видовой съемкой монастырей, и его авторству принадлежат первые известные снимки, сделанные на Афоне. Для работы он оборудовал фотолабораторию в Свято-Андреевском скиту, где также могли обучаться монахи. После окончания экспедиции Севастьянов передал фотографическую аппаратуру святогорским инокам, способствовав основанию первой фотографической студии в монашеской республике. Им самим и приглашенными специалистами было создано несколько тысяч фотографий, часть из которых демонстрировалась на выставке 1861 года в залах Императорской Академии художеств. В настоящее время фотографии Севастьянова находятся в фондах московских и петербургских музеев (ГИМ, ГМИИ, ГТГ, Русского музея, Российской национальной библиотеки, Эрмитажа и др.).

В 1898 году исследовательскую поездку на Святую Гору возглавил академик Н.П. Кондаков — историк, специалист по византийскому и древнерусскому искусству. В этой экспедиции приглашенным фотографом И.Ф. Барщевским было сделано более двухсот снимков в восемнадцати монастырях и скитах Афона.

Афонские фотографические мастерские ХIХ века служили святогорцам для создания студийных портретов, видов монастырей, храмов и скитов, съемок официальных визитов и церковных служб. Многие из этих фотографий были привезены в Россию паломниками как воспоминание об «уделе Пресвятой Богородицы».

Огромное художественное и историческое значение имеют видовые снимки двух фотографов Свято-Пантелеимонова монастыря — о. Леонтия и о. Геннадия, сделанные в конце 1860-х годов. Эти фотографии стали украшением альбомов, подаренных представителям дома Романовых в память посещения ими Святой Горы.

В настоящее время известно о девяти (вероятно, это число больше) аналогичных подносных альбомах, созданных о. Леонтием и о. Геннадием в студии Свято-Пантелеимонова монастыря. Состав видовых фотографий в них полностью повторяется. Известные ныне экземпляры находятся во многих государственных и частных собраниях, в том числе в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в Научной библиотеке Эрмитажа и в Отделе эстампов Российской национальной библиотеки. Альбом, поднесенный великому князю Константину Константиновичу Романову в память его пребывания на Афоне в августе 1881 года, в настоящее время хранится в фотоархиве ИИМК РАН.

На выставке представлены подносной альбом великого князя Алексея Александровича в память его посещения русского Свято-Пантелеимонова монастыря в 1867 году и парный ему альбом с дарственной надписью императрице Марии Александровне, хранящиеся в Научной библиотеке Российской академии художеств и Русском музее. Кроме того, можно будет увидеть оригинальные фотоотпечатки, привезенные из научных экспедиций на Афон, и снимки из различных музейных и библиотечных собраний Санкт-Петербурга.

Современная часть проекта — фотографии, сделанные в период с 1996 по 2011 гг. известными петербургскими авторами — Александром Китаевым и  Михаилом Никитиным. Каждый из них по-своему увидел Афон, позволив и нам «прикоснуться» к святым местам, почувствовать сохранившийся здесь жизненный уклад.

Идея этой выставки принадлежала Галине Вацлавне Длужневской (1946–2014), доктору исторических наук, заведующей Научным архивом ИИМК РАН.

Проект реализуется при поддержке портала «Русский Афон»: afonit.info

В подготовке выставки приняли участие:

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Государственный Русский музей

Государственный музей истории религии

Научная библиотека Российской академии художеств

Российская национальная библиотека

при поддержке Министерства культуры Российской Федерации

 

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Б. Морская, 35, г. Санкт-Петербург, 190000

comments powered by HyperComments