You are here
Home > Кино > «УЧЕНИК» Серебренникова: «Он был нормальный трудный подросток, а теперь он, знаете, сдурел!»

«УЧЕНИК» Серебренникова: «Он был нормальный трудный подросток, а теперь он, знаете, сдурел!»

Одна из немногих по-настоящему интересных премьер этого года – социальная драма Кирилла Серебренникова «Ученик», принимавшая участие в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля и получившая премию Франсуа Шале за «ценность жизни и журналистики». Фильм поставлен по одноименной пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, которая вот уже несколько лет с успехом идет в Гоголь-центре и получила за это время несколько номинаций на «Золотую маску». Несмотря на то, что Серебренникову не всегда удается органично перенести театральную драматургию на экран, «Ученик», возможно, самый животрепещущий и точный его фильм со времен первого киноуспеха «Изображая жертву».

Трудный подросток Вениамин Южин бунтует против общества весьма своеобразным способом – в любой ситуации цитирует Библию и обвиняет одноклассников в грехе. Дирекция школы пытается любыми способами избежать скандала, издерганная мать-одиночка – приструнить своего сына, и только неравнодушная учительница биологии хочет докопаться до причин религиозного фанатизма своего ученика.

Кирилл Серебренников пришел в кино из мира театра, и это прослеживается во всех его фильмах. Они обладают большой долей условности, показывают некую замкнутую выхолощенную реальность-сцену, в которой существуют герои. И если в «Изображая жертву» это фактически «делает» кино, то в «Измене», наоборот, разваливает его. Тем любопытнее, что в «Ученике» условность сведена к минимуму: обстановка, ситуации, характеры, герои – все абсолютно узнаваемо и максимально реалистично.

На эту реалистичность работает и тема религиозного фанатизма, которая сейчас невероятно актуальна в нашей стране. Нашумевший процесс над «Pussy Riot», последовавший за ним закон об оскорблении чувств верующих, введение основ религиозного воспитания в школе, государственная поддержка церкви – все это заставляет задуматься о тонкой грани между собственно религией и общественно-политической манипуляцией, которая ее окружает. Именно поэтому в определенный момент фокус фильма смещается с главного героя на его окружение. Южин, словно лакмусовая бумажка, показывает сегодняшнее состояние общества. Общества, которому легче и удобнее закрыть глаза на экстремистские выходки героя, чем увидеть и тем более повлиять на исковерканную психику подростка.Трагизм ситуации в том, что тот единственный человек, который пытается это сделать, в итоге становится изгоем и жертвой. Пока директриса борется не с фанатизмом, а плохими оценками Южина, а его мать ищет «авторитет», который дал бы ей все ответы (им, в конечном итоге, становится местный батюшка), учительница биологии Елена Львовна – прогрессивная, умная, искренняя женщина – пытается докопаться до ответов сама и борется с Веней его же оружием. Она — единственная может пробить броню фанатика и приводит его в неистовство, цитируя Библию и указывая на множество несоответствий.

Однако героиня сама не замечает, как ее борьба ЗА прогресс превращается в борьбу ПРОТИВ религии. По сути, когда она (осторожно, спойлер!) ударяет Южина, прибивает свои кроссовки к полу, забыв себя, кричит на коллег, ее поведение становится всем тем, против чего она изначально боролась. Елена Львовна сама не замечает, как становится фанатиком, просто с обратным знаком.

И здесь — одна из главных находок Серебренникова и драма нашей российской действительности: религиозный, а именно «христианский» фанатизм обществу ближе, привычнее и безопаснее, чем фанатизм «светский». Именно поэтому Южина «оправдают по всем статьям» и он безнаказанно продолжит свои проповеди, а Елену Львовну ждет полная социальная изоляция и, возможно, уголовная ответственность.

Без сомнения, в успехе фильма сыграл свою роль изначально сильный материал драматурга Мариуса фон Майенбурга, но нельзя не отметить умение Серебренникова находить и вскрывать пульсирующе болезненную, актуальную для нас тему. «Ученик» получился невероятно живым, точным и очень социальным, в некотором роде напоминая ранние и лучшие работы еще одного мастера эпатажа Ларса фон Триера. Возможно, на родине «Ученика» ждет холодный прием (как в свое время это было с «Левиафаном»), однако это только потому, что в нем, как в зеркале, отражается вся дикость и несправедливость нашей сегодняшней действительности.

Автор: Елена Вахрушева

comments powered by HyperComments