You are here
Home > Около > РОСФОТО, Рерих и Нормандская теория

РОСФОТО, Рерих и Нормандская теория

Выставочный центр РОСФОТО — одно из немногих выставочных пространств Питера, посвященных исключительно фотографии. Но прелесть его не только в этом. Не меньший интерес, чем сами фотовыставки, вызывают у посетителей центра интерьеры самого здания, витражи, лепнины, майолики и, конечно, знаменитые камины и печи!

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО запустил серию экскурсий по дому 35 на Большой Морской улице. Одну из этих экскурсий и посетили наши корреспонденты. Ближайшие экскурсии состоятся 22 и 29 сентября. Экскурсии проводит искусствовед, научный сотрудник РОСФОТО — Людмила Старилова.

Майолика — изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Это может быть и домашняя утварь, и скульптурные изображения. Название таких изделий произошло от острова Майорки. Maiolica — имя острова, смягченное итальянским народным произношением. Откуда в 1115 году были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в их борьбе с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, послужившие для итальянских гончаров образцами для производства майолики. Именно майолика, созданная по картонам Николая Константиновича Рериха, украшает фасад здания РОСФОТО. Именно с изучения фасада РОСФОТО и ближайших зданий начинается наша экскурсия. Николай Рерих — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог за время экскурсии упоминается неоднократно. Именно ему молва приписывает авторство большей части убранства здания, однако, это не совсем так.

Дом № 35 — доходный дом страхового общества «Россия», построенный в 1905—1907-х годах архитектором Василием Викторовичем Ильяшевым по проекту инженера Александра Александровича Гимпеля. Ильяшев, вероятнее всего, является автором лепнин, отображающих нормандскую теорию происхождения племени руссов, а также витражей, о которых мы скажем позже немного подробней.

Майоликовый фриз создавался в мастерских известного керамиста Петра Кузьмича Ваулина. Фриз был уничтожен в 1960-х годах. Он восстановлен в 2009 году по мелким фрагментам и фотографиям специалистами фирмы «Полиформ-Р» под руководством А. В. Олейника. Сохранившиеся треугольные вставки над окнами дают некоторое представление о колорите и фактуре утраченного фриза.

Стены здания покрыты светло-серым гранитом. В нижней части дома можно увидеть черные полированные плиты мелкопятнистого габбро — породы, состоящей из плагиоклаза и пироксена. Первый этаж дома облицован блоками красного гангутского гранита, обработанными в фактуре «скалы». Для верхних этажей использован дымчато-розовый гранит из месторождения Ковантсари.

Фасад здания отражает функциональность помещений. В первом этаже были размещены магазины, в том числе «Рояли и пианино» Беккера, основателя фортепианной мастерской в Санкт-Петербурге (1841), искусство и мастерство которого оказали значительное влияние на русскую культуру и фортепианную промышленность XIX—XX веков. Второй и третий этажи с широкими окнами занимали офисы страхового общества «Россия», на четвёртом и пятом находились жилые помещения.

Экскурсия перемещается ко входу в Дворовый корпус РОСФОТО, где раньше располагались гараж и конюшни, принадлежавшие страховщикам. Казалось бы, зачем вам держать лошадей, если вы имеете автомобили? Однако, лошади долгое время оставались статусным средством передвижения. Отправиться на прием во дворец считалось возможным исключительно на лошадях. Фронтон Дворового корпуса когда-то был украшен майоликой со змием, ныне утраченной. Сохранились лишь его изображения, которые демонстрировались экскурсоводом.

Закончив осмотр двора, экскурсанты, наконец, попадают в дом № 35. Осмотр начинается с лестничной площадки верхнего этажа. Вернее, с витража, украшающего окно площадки. Возможно, вы сможете угадать, кто же изображен на нем? Наша группа не смогла.

Грозный бородатый мужчина – никто иной, как Скандинавский бог Тор! Эта гипотеза основана на связи со все той же нормандской теорией. Таким образом, змий на фронтоне Дворового корпуса это Ёрмунганд, он же Мидгардсорм, он же Мировой Змей, извечный противник Тора.

Вдоволь полюбовавшись витражами и лепниной, экскурсия не спеша спускается на третий этаж и делает остановку в лектории. Именно в помещениях второго и третьего этажа, принадлежавших страховому обществу, расположен теперь центр РОСФОТО. Общество «Россия» было образовано 20 марта (1 апреля) 1881 года указом императора Александра III и ликвидировано 28 февраля 1919 года постановлением Народного комиссариата труда РСФСР о ликвидации всех частных страховых учреждений в стране и национализации страхового дела. В начале ХХ века среди акционеров общества были братья Елисеевы, барон Г. О. Гинцбург, А. И. Гучков, Э. Л. Нобель.

В нынешнем лектории РОСФОТО когда-то работали страховщики, а там, где теперь выставочные залы, были их жилые комнаты. Все было устроено так, чтобы сотрудники «России» могли допоздна работать с документами: огромные окна «лектория» позволяли экономить на искусственном освещении. Во время рабочего дня, длившегося до восьми вечера, у сотрудников был двухчасовой перерыв, когда они могли вернуться в свои квартиры, просто перейдя на другой этаж.

Завершилась экскурсия осмотром печей и каминов в выставочных залах РОСФОТО. По окончании экскурсии все желающие могли осмотреть экспозицию.

Экскурсия в очередной раз доказала, что каждый дом старого фонда хранит немало занимательных историй, а погружение в них приводит все к новым и новым удивительным историческим фактам. Это не просто экскурсия по отдельно взятому зданию – это целый срез жизни города, история его жителей, история развития искусств и бизнеса в России. Людмила Старилова – удивительный, талантливый рассказчик. Не важно, о чем она говорит: о скандинавской мифологии, о судьбах зданий или архитекторов их возводивших, ее страстность и вовлеченность заразительны и не отпускают аудиторию до самого конца!

К сожалению, экскурсия по РОСФОТО не так технически продвинута, как экскурсии Дома культуры Льва Лурье, об одной из которых мы рассказывали вам ранее. Экскурсоводу РОСФОТО приходится довольствоваться силой собственного голоса. Если в помещениях центра этого вполне достаточно, то на улице хорошо слышно экскурсовода далеко не всем. Весь иллюстративный материал находится в увесистой папке: конечно, и ее содержимое удается не всем разглядеть.

Также неудобства причиняет и то, что РОСФОТО принадлежит не все здание. Верхние этажи частично оставлены их арендаторами, и на четвертом, пятом и шестом этажах отсутствует электрическое освещение. Выручают только мобильные телефоны с фонариками, которыми сами экскурсанты подсвечивают ступеньки, чтобы не упасть, и детали декора, чтобы их разглядеть. Атмосферно, но не слишком удобно и слегка травмоопасно. Несмотря на все эти нюансы, экскурсия оставляет очень приятные впечатления благодаря таланту лектора и интерактивной манере преподнесения информации. Учитывая, что стоимость экскурсии всего 300 рублей, и в нее входит возможность осмотра экспозиции, можно  и свой фонарик захватить. Но, конечно, хотелось бы, чтобы центр обратил внимания на наши замечания и предпринял шаги для улучшения комфорта своих посетителей и самого экскурсовода.

Текст и фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments