You are here
Home > Кино > «Она по проволоке ходила, махала белою рукой»

«Она по проволоке ходила, махала белою рукой»

09 сентября 2016 года в киноцентре «Родина» состоялся показ «Варьете». Вступительное слово перед началом фильма взял некто Игорь Шайтанов, обаятельный господин, одетый, по его собственным словам, в костюм с чужого плеча. Припомнив, что в восточных верованиях «шайтан» означает «дьявол», поклонники «Мастера и Маргариты» забеспокоились. Дамам не хотелось вначале получить дизайнерские наряды, а потом оказаться промозглым петербургским вечером на улице голышом. Да и дождь из купюр, которые на проверку окажутся фальшивыми – слишком суровое испытание во времена кризиса! Но страхи оказались напрасными.

Игорь Шайтанов оказался в Санкт-Петербург вовсе не для того, чтобы воплотить в жизнь пророческую книгу Булгакова. Он прибыл от лица международного кинофестиваля в Тромсё. Концепция мероприятия такова:  каждый сезон группа талантливых музыкантов «озвучивает» и тем самым дает новую жизнь какой-либо жемчужине немого кино. В этом году выбор пал на работу Эвальда Андре Дюпона — драму «Варьете».

Чтобы осуществить задуманное, пришлось немало потрудиться. Была проделана кропотливая работа по восстановлению киноленты, часть кадров поддались реставрации, некоторые пришлось воссоздать. В результате картина, впервые вышедшая на экраны в далеком 1925 году, чудесным образом переродилась. А живое музыкальное сопровождение придало ей новый колорит, превратив в фильм-концерт. При этом в новом «Варьете» нет места звукам шагов, гудкам поезда или шуму капель дождя, разбивающих «немую» тишину фильма. Это было бы слишком просто! Вместо этого музыка призвана отражать эмоции и чувства героев. В этом новаторство музыкального коллектива при обработке шедевра Дюпона.

Учитывая, что драме в прошлом году исполнилось 90 лет, возникало обоснованное опасение: будет ли эта вещь интересна публике? Сможет ли ее сюжет, тематика и проблематика затронуть сердце и разум современного зрителя? Ответ крылся в той напряженной тишине, которая царила в темноте зале во время просмотра. Воображение пришедших в «Родину» посмотреть новую-старую премьеру было полностью захвачено происходящим на экране.

Главный герой в исполнении звезды немного кино Эмиля Яннингса на первый взгляд кажется простодушным человеком, лишенным тяги к пустым мечтам и иллюзиям. Когда-то он был выдающимся воздушным гимнастом, но те времена прошли. Теперь у него пышнотелая жена, маленький сынок — и бывший циркач вполне доволен подобным тихим существованием. Роковой для героя становится встреча с сиротой Бертой-Мари.

Она не слишком привлекательна с точки зрения современных эталонов красоты. Ее фигуре далеко до модельных параметров, а лицо, с крохотным ярким ртом и орлиным носом, слишком ассиметрично. Но огромные, подведенные черным глаза Берты-Мари завораживают и искушают. Слишком тихая даже для немого кино, эта героиня прячет под скромной шалью наряд одалиски и танцует как богиня. Глядя, как движутся ее изумительные ножки, бывший гимнаст понимает, что до их встречи его существование не имело ни смысла, ни ценности.

Может быть, герой и смог бы совладать с безумной страстью. Но в его отношении к Берте-Мари есть не только чувственный аспект. Она для него олицетворяет мир, полный чудес и риска, мир, к которому циркач когда-то принадлежал и по которому нестерпимо скучает. Сбросив прежнюю жизнь, как опостылевшую старую одежду, бывший гимнаст начинает все сначала с юной возлюбленной. Вместе они взмывают под купол цирка, наслаждаются восторгами публики, приводят себя в порядок после выступлений. Герой счастлив и надеется, что это ощущение продлится вечно. Но разве Берта-Мари, естественная в своей порочности, может хранить кому-либо верность? Особенно когда рядом франт и любимец женщин гимнаст Артинелли?

Трагическая развязка истории была ожидаема, но все равно пронзительно печальна. Эмоциональный эффект усиливало великолепное музыкальное сопровождение. Финал фильма потонул в аплодисментах: зрители благодарили иностранных музыкантов за то, что те подарили им возможность увидеть «Варьете» по-новому. Надеемся, «Родина» еще не раз порадует киногурманов Санкт-Петербурга подобными неординарными показами.

Автор: Анна Анашкина

Фотографии и кадры из открытого доступа

comments powered by HyperComments