You are here
Home > Кино > Маленькая Лернейская гидра тоталитаризма

Маленькая Лернейская гидра тоталитаризма

Подобно знаменитому чудовищу, пораженному десницей судьбы и рукой Геракла, тоталитаризм расползается по планете, а на месте отрубленных голов очень скоро вырастают новые. Они, бесспорно, видоизменяются в ходе эволюции, но по сути все те же дщери Тифона и Ехидны. Пока человечество уповает на сына Зевса, радикальные политиканы, как жрецы, вызывают демонов в людях. Если с происхождением гидры все ясно, то вопрос «как рождаются диктаторы?» остается открытым и актуальным. Одним из самых подробных и прямолинейных ответов нашего времени стал полнометражный режиссерский дебют Брейди Корбета «Детство Лидера» — загадочный и мрачный сгусток коричневой и красной красок.


В 1918 году кровожадный вождь был всего лишь злым маленьким мальчиком, остро нуждающимся в родительской любви. Прескотт (Том Свит) приехал с семьей во Францию, так как его отец работает на правительство США, а Америка наряду с союзниками участвует в Версальских переговорах, кулуарная часть которых переносится прямо в дом политика. Ребенок чувствует себя покинутым в чужой стране, в огромном, молчаливом доме, где к нему добры только некоторые слуги. Мать (Беренис Бежо), неудавшаяся карьеристка, в вялотекущем отчаянье пытается реализовать себя то в религиозных обрядах, то в хозяйственных делах. Строго воспитывая сына, она не может определиться: подруга она ему или суровая госпожа? Ее муж (Лиам Каннингэм) хочет видеть во всем порядок, но, устав от дипломатии, не желает церемониться с Прескоттом и вникать в его проблемы. Таким образом, маленький лидер остался один на один со своими демонами и от этого проявляет только худшие свои качества, хотя в уме и твердости характера ему не откажешь: он одаренный и способный ученик, а также отважный бунтарь на страже собственных интересов.


О ком фильм? Конкретного прототипа нет. Главный герой – собирательный образ, а его история основана на впечатлениях раннего детства разных великих тиранов ХХ века. Сценаристы изрядно потрудились, выискивая мельчайшие подробности семейных драм, которые развернулись в масштабе целого мира. Даже символика, обрамляющая явление вождя народу в финальной сцене, напоминает то ли красную звезду, то ли коричнево-черную свастику. Два солнца, наложенные друг на друга, вызывают ассоциации с затмением, когда свет искажен и слаб, а тьма набирает силу. Так и происходит восхождение очередного Калигулы на пьедестал власти: в темноте народ, охваченный пламенем безумия, пытается осветить мир огнем, однако лишь сгорает, испепеляя все на своем пути. Картина Корбета преисполнена мрачными предчувствиями подобной трагедии. Детство мятежного духа поразительно походит на становление утопических идеологий 20 века: очевидны причинно-следственная связь с Первой мировой войной, антиклерикальный протест, выраженный в бешеном крике «Я больше не верю в молитвы!» и атмосфера всеобщего равнодушия, которая помогла полемистам из Гаммельна увести за собой тысячи верноподданных.


Так хороший или плохой? Как оценить «The Childhood of a Leader»? Кино, удостоенное Премии Луиджи де Лаурентиса и приза «Венецианские горизонты», стало поводом для дискуссии среди кинокритиков. Картину однозначно считают амбициозным началом творческого пути 25-летнего Брейди Корбета, который больше известен как актер (он снимался в фильмах «Саймон-убийца», «Марта, Марси Мэй, Марлен», «Меланхолия»). Только вот рецензенты по-разному воспринимают претенциозность: кому-то фильм показался высокомерной попыткой объяснить миру все и сразу, кому-то и вовсе «сборной солянкой», а есть и такие, кто хорошо отзывался об «умном и бескомпромиссном» гротеске, отражающем важнейшие психологические процессы, как в кривом зеркале, но лишь оттого, что они протекают аномально. Все вышесказанное справедливо. Из недостатков нужно упомянуть хотя бы чрезвычайную сложность замысла и его двухчасового воплощения. От гнетущего путешествия в интимную семейную жизнь, не удавшуюся и откровенно жуткую, можно устать. Детям будет скучно, как, впрочем, и многим взрослым. Динамики мало, почти ничего не происходит, а убогонькие пейзажи, как будто содранные с картин Саврасова, навевают тоску. Иногда зрителю нарочито, с вызовом ничего не объясняют, иногда, напротив, перебарщивают: все время делают изящные, туманные намеки на сомнительное благочестие религиозной супруги, но в финале выясняется, что «друга семьи», с которым любезничает мать, и ее сына в зрелом возрасте играет один и тот же актер – интрига загублена плавным движением топора. Наверное, такую историю было бы проще написать или прочитать, а не показать или посмотреть. Картина, насыщенная смыслами, намеками и метафорами, покажется непонятной, невзрачной и тягомотной, если ожидать от нее обыденных достоинств фильма на большом экране. Однако если вы внутренне собраны и готовы к ней, сможете насладиться и качественной актерской игрой, и феноменальным искусством съемки, и незабываемым саундтреком Скотта Уокера (который высоко оценил чуть ли не каждый рецензент).


Стоит ли идти ради Роберта Паттинсона? Нет, четыре коротких появления этого покорителя зрительских сердец могут только разочаровать вас, если вы идете исключительно, как фанат одного актера. Запоминающейся и особенной (в данном случае) можно назвать игру Беренес Бежо, матери «Лидера». Под ее ледяным взглядом, казалось бы, съеживается и отступает все живое, кроме непокорного сына. Жестокая, холодная красота величавой женщины гармонирует с заснеженными полями и заиндевевшими лесами ее родной страны в ту пору, когда она, словно Снежная Королева, привозит с собою похищенного Кая. Она создает настроение фильма и наиболее полно выражает трагедию создавшегося положения, ведь ребенок отчаянно ревнует, любит и ненавидит именно ее.


Картина требует вдумчивого просмотра и сосредоточенности, поэтому дождитесь соответствующего состояния и отправляйтесь размышлять, пока в прокате есть кинолента, вдохновляющая на мысль.

Автор: Мария Шумская

comments powered by HyperComments