You are here
Home > Кино > Нет свободы без творчества! Нет творчества без свободы!

Нет свободы без творчества! Нет творчества без свободы!

Торжественное открытие двадцать шестого МКФ «Послание к человеку» состоялось 23 сентября на Дворцовой площади с невиданным размахом! На одной сцене оказались всемирно известный режиссер Вернер Херцог, президент фестиваля Алексей Учитель, композитор и музыкант Алексей Айги, а главной приманкой для зрителей, несомненно, стало бесплатное выступление Юрия Шевчука и группы ДДТ!

Мелкий моросящий питерский дождик не смог напугать ни многочисленную публику, ни организаторов, однако основательно подпортил красную ковровую дорожку, по которой шествовали участники фестиваля, почетные гости и счастливые обладатели пригласительных билетов в vip-зону.

Еще до начала церемонии она изрядно промокла, не помог даже предусмотрительно натянутый защитный полиэтилен, и покрылась белесыми отпечатками ботинок. Торжественный проход гостей поначалу сопровождался забавными хлюпающими звуками, которые, впрочем, вскоре растворились в общем гомоне.

Не обошлось и без технических накладок. Проход гостей должен был освещаться софитами, но их смогли включить лишь тогда, когда свой путь по дорожке завершал, без сомнения, самый ожидаемый гость фестиваля – прославленный немецкий кинорежиссер Вернер Херцог, который прибыл с супругой.

Ведущими церемонии в этом году стали актеры Алексей Агранович и Мария Шалаева. «Дорогие друзья, приветствую вас в Санкт-Петербурге и поздравляю с открытием кинофестиваля «Послание к человеку». За прошедшие десятилетия ваш творчески форум занял достойную нишу в культурной жизни страны, стал настоящим праздником современного кино. Традиционно он объединяет мэтров мирового и отечественного кинематографа, а также начинающих режиссеров, операторов, продюсеров и сценаристов, а главное, «Послание к человеку» полностью оправдывает свое название, знакомит зрителя с фильмами разных жанров и направлений…» — торжественная часть началась с оглашения послания Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Затем собравшихся поприветствовал вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов. Он отметил значимость фестиваля для города, восхитился проделанной организаторами работой: «Семь тысяч заявок из восьмидесяти стран мира, и можно представить, насколько тяжелой была работа у членов жюри, чтобы из этого огромного количества добротных и хороших работ выбрать двести лучших!»

Следом на сцену поднялся президент фестиваля Алексей Учитель, который также поприветствовал собравшихся и пообещал, что всех, кто посетит фестиваль в этом году, ждет уникальная и увлекательная программа: «…фильмы, которые нигде, никогда, ни в каком городе России и даже во многих странах мира вы не увидите!»

Молодой, но уже успешный, бельгийский режиссер Густ Ван ден Берген, председатель жюри  международного конкурса также был приглашен на сцену, чтобы сказать приветственные слова: «Я не русский, так что долго говорить я не буду…». Несомненно, его выступление по достоинству оценила часть зрителей, которая время от времени освистывала происходящее, с нетерпением ожидая выступление Юрия Шевчука. «Я впервые оказался в таком монументальном городе, но, куда сильнее, чем его монументальностью, я впечатлен всеми вами, собравшимися здесь!» — заключил Ван ден Берген

Затем на сцену был приглашен Вернер Херцог. Алексей Учитель, Густ Ван ден Берген и Александр Говорунов вместе вручили ему специальную награду за вклад в киноискусство.

Херцог признался, что его приятно впечатлило то, с каким упорством организаторы фестиваля делали все, чтобы его визит оказался возможным, а также сказал, что ему очень приятно продемонстрировать свой фильм в таком уникальном и прекрасном месте как Дворцовая площадь.

«Я с большой гордостью принимаю эту награду. Возможно, вы знаете, я женат, мы с моей супругой живем уже 21 год, ее зовут Лена, она русская, родом из Екатеринбурга. Поэтому получается половина моей семьи из России, и вот, семья становится больше» — эти слова Херцога, кажется, тронули большую часть собравшихся на площади, толпа единогласно и одобрительно зашумела.

И, наконец, по традиции… «Двадцать шестой!» — рявкнул в микрофон Говорунов. Херцог, которому, видимо, не вполне доходчиво объяснили, что от него требуется, запнулся: «International, international! Скажите international!» — торопливо подсказывал Агранович. «International…» — наконец, произнес Херцог. Следом свою часть фразы произнес Густ.

«Фестиваль!» — Алексею Учителю досталось ключевое слово, после которого, как заранее было оговорено, вся площадь должна была ответить. И площадь ответила: «ОТКРЫТ!». И восторженно выдохнула: в свете ярко вспыхнувших софитов в небо разом взлетели сотни белых и красных воздушных шаров, заранее розданные волонтерами, заиграла музыка в исполнении Алексей Айги и его ансамбля 4’33!

И все это на фоне Эрмитажа, Главного штаба, поблескивавших в ночи шпиля Адмиралтейства и купола Исаакиевского собора… Зрелище вышло великолепное, жаль лишь, что организаторы не сочли необходимым пригласить для открытия на сцену основателя фестиваля, а ныне его почетного президента, кинорежиссера Михаила Сергеевича Литвякова.

Пока все любовались полетом шаров, музыка смолкла, почетные гости вернулись на свои места, а работники сцены шустро переподключали музыкальное оборудование. Скрашивая неизбежную техническую заминку, Алексей Агранович прочел стихотворение Маяковского «Надоело»: «Не высидел дома. Анненский, Тютчев, Фет. Опять, тоскою к людям ведомый, иду в кинематографы, в трактиры, в кафе…»

Но вот уже на экране вспыхнули три долгожданные буквы «ДДТ», и восторженный гул вновь прокатился по площади. Юрий Юлианович Шевчук, обаятельный и лучезарный, наконец, вышел к микрофону, и пространство перед сценой, ревностно оберегаемое охраной на протяжении всей официальной части церемонии, мгновенно заполнилось людьми: «Здравствуйте, дорогие! Поздравляю вас с открытием фестиваля!» Площадь громыхнула овациями, взлетели в воздух руки, флаги, заполыхали десятки фаеров.

Плюс один, ноль, плюс два, почернела Зима

Расцветает Январь язвой неба, ха-ха!

 С юга ветер приполз, неспособный на бег,

Пожирает, дохляк, пересоленный снег.

А за ним, как чума — Весна.   Ох-ха-ха-ха!

Конечно, «Ленинград. Оттепель», конечно, «Черный пёс Петербург», «Что такое осень» и «В последнюю осень» — старые песни, которые на концертах исполняются не часто, но которые нельзя не спеть в Петербурге на Дворцовой, которые сидят где-то в подкорке и вспоминаются сами-собой. Прозвучала и новая песня: «Любовь не пропала».

«Свобода, свобода, так много, так мало, ты нам рассказала, какого мы рода, ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься, как небо под сердцем в тоске моей бьешься…» — песню о свободе Шевчук посвятил прошедшим выборам. «Нет свободы без творчества! Нет творчества без свободы! Творчества желаю вам всем!» Завершил свое выступление музыкант песней «Конек-Горбунок».

Конферансье Аграновичу пришлось долго увещевать публику, объясняя, что собрание-то посвящено вовсе не концерту ДДТ, а открытию кинофестиваля.

Наконец, публика смирилась, флаги свернули, фаеры догорели, и арт-директор фестиваля Алексей Медведев поднялся на сцену, чтобы объявить начало показа фильма Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира».

Показ начался, а площадь начала стремительно пустеть. Ретировались не только фанаты ДДТ, но и гости, занимавшие vip-места. По древнему русскому обычаю организации опен-эйров, немногочисленных зрителей, героически оставшихся на осеннем холоде под вновь усилившимся дождем, чтобы посмотреть фильм Херцога, на освободившиеся сидячие vip-места не допустили.

Текст и фото: Александр Шек

 

 

 

comments powered by HyperComments