You are here
Home > Театр > Премьера «Гамлет.Гаджет»

Премьера «Гамлет.Гаджет»

Допустим, по улице идет человек в наушниках, обычный человек – молодой мужчина среднего роста, в синей толстовке и джинсах, ничем не примечательный. Совсем недавно у него в жизни произошли печальные события – умер отец и сейчас человек решает, что же ему делать. Но, глядя на этого человека со стороны, мы не можем всего этого узнать. Он заходит в салон «Евросеть» и останавливается у витрины – другие посетители этого салона легко решили бы, что он выбирает смартфон, но никогда бы не узнали, что за гамлетовские страсти разворачиваются в душе человека в синей толстовке.

Mtk5YWNkk2U

Допустим, это не обычный человек, а Александр Савчук – петербургский актер и режиссер, основатель театрального коллектива Lusores. А вместо будничной картины выбора телефона, в пространстве маркета цифровой техники «Евросеть» на Чкаловском проспекте происходит премьера спектакля «Гамлет. Гаджет».

Зрителей в Салоне набирается немного, человек пятнадцать, а дверь для посетителей не закрывается и сотрудники работают в обычном режиме. Это так называемый «эффект полного погружения», зритель легко ощутит реальность происходящего: звонит телефон, шуршит упаковка, в полголоса переговариваются продавцы за ресепшеном. Из сидячих мест только диван, так что со стороны скопление зрителей ничем не отличается от наплыва покупателей, ожидающих обслуживания. В это время Александр Савчук стоит лицом к витринам, то есть спиной к зрителям. Громким голосом, быстро и отрывисто он озвучивает внутренний монолог персонажа.

F0ia2utXlQA

Имя персонажа раскрыто не будет, он может оказаться любым первым встречным спустя час в этом же салоне, зато внутренняя борьба предстает перед зрителем во всей её ярости: «Ты должен совершить некоторую акцию, но возможно ли совершить акцию сегодня? Если само слово «акция» уже ничего не значит? Потому что акция – это действие, а действие уже не значит ничего…» Монолог вертится вокруг смерти отца, которая должна быть отомщена неким действием, оправдывающим эту смерть в глазах персонажа, но решиться на это действие персонаж не может. Философское наполнение монолога, действительно, отсылает зрителя к воспоминанию о Гамлете: «Ты не можешь понять, как с этим быть? Быть или не быть? – какая фигня, кто написал этот странный текст? Быть или не быть – здесь нет выбора, между двух выбора не существует, бывает выбор только между трех, или да, или нет или что-то посередине третье». Такие рассуждения наводят на мысль, что перед нами Гамлет современный, но не лишенный при этом противоречивых переживаний. Время от времени герой «выныривает» в реальный мир: «Ты понимаешь, что люди смотрят на тебя странно и подзываешь человека, который стоит рядом в желтой униформе и спрашиваешь: «А подскажите, что сейчас лучше? Что бы Вы посоветовали, Lenovo или Sony Хperia?».

AJb8kDSn_vw

Закончился спектакль внезапно. Не успел зритель разобраться в чувстве вины, поисках подлинного и настоящего, и осознать с персонажем внутреннюю пустоту, как в зале расшумелся самый маленький зритель. Александр замолчал, повернулся к зрителям и сказал: «Если честно, когда я это все придумывал, я думал, что должно произойти, то, что сейчас повсеместно происходит в Европе, в Штатах, в России — везде. Некий человек уничтожает себя и людей вокруг себя, совершает попытку акции и тогда это попадает в пространство и начинает активно обсуждаться. Я подумал, что я подведу к этому и буду об этом говорить, и буду об этом дальше думать, но сейчас тут появилось некое существо, при нем такие вещи обсуждать неловко. Поэтому я вернусь к внутреннему тексту…» Спектакль был закончен через 35 минут вместо 50ти. И со словами «Был хороший парень, его не стало» Александр Савчук покинул «сцену». Было ли такое завершение запланированным или стало неожиданностью и для самого актера – трудно сказать, с уверенностью можно утверждать только, что зрители расходились в замешательстве и задумчивости. С другой стороны, «Lusores» известны именно экспериментами, будь то «Весь Гильгамеш» или «Зангези». Утвердиться в одном из вариантов можно только одним способом – 6 августа в рамках фестиваля «Точка доступа» пройдет третий премьерный показ «Гамлет.Гаджет». Будет ли он похож или отличен от предыдущего показа — проверить это лично будет легче лёгкого.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа 

comments powered by HyperComments