You are here
Home > Анонс > Капелла: сезон откроют «Библейские песни» и симфония «Из Нового света»!

Капелла: сезон откроют «Библейские песни» и симфония «Из Нового света»!

Открытие нового сезона в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга состоится 21 сентября! Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко исполнит «Библейские песни» для меццо-сопрано и оркестра и симфонию № 9 ми минор «Из Нового света», соч. 95  Антонина Дворжака. Солистка – Людмила Сиденко.

Антонин Дворжак —  чешский композитор, представитель романтизма. Дворжак и Берджих Сметана по праву считаются создателями чешской национальной музыкальной школы. В произведениях Антонина Дворжака используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.  Наибольшую известность Дворжаку принесли такие сочинения как Симфония № 9 «Из Нового света», которая прозвучит на концерте, опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».

Родился знаменитый чешский композитор в семье мясника, трактирщика и профессионального исполнителя на цитре Франтишека Дворжака в деревне Нелагозевес близ Праги 8 сентября 1841 года. Антонин был старшим из 8 детей, родители рано распознали в нем талант к музыке. Первым его учителем стал местный церковный органист. В 1854—1857 годах он обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе, затем Антонин переезжает в Прагу. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте. В 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра, который с 1866 года принимает под управление Бедржих Сметана. В 1871 году Дворжак вынужден покинуть оркестр, чтобы зарабатывать написанием музыки.

В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом. В 1877 году его сочинения привлекают внимание Брамса. Позднее они становятся друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью.

1880 году произведение Дворжака Stabat Mater исполнено за границей. В 1883 году Дворжак приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. В 1885 году в Лондоне представлена его симфония № 7, написанная специально для британской столицы. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. Он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку, в Москве и Санкт-Петербурге. В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме. С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.

Симфония «Из Нового света» (From New World) является вершиной симфонического творчества Антонина Дворжака. Она была написана в Нью-Йорке, где Дворжак, достигший мировой славы, возглавил в 1891 году Национальную консерваторию по приглашению американской меценатки Джанет Тёрбер. Премьера состоялась в Карнеги-холле 15 декабря 1893 года. Как писал сам композитор, «успех симфонии был столь велик, что в газетах говорилось – еще никогда ни один композитор не знал такого триумфа. Люди аплодировали так долго, что я должен был благодарить как король!» Национальная консерватория вручила автору премию за «оригинальную симфонию».

Как признавался Дворжак, «влияние Америки каждый, у кого есть нос, должен почуять в симфонии». Действительно, в этом произведении можно услышать характерные особенности американского фольклора, хотя там и нет прямых цитат. В Нью-Йорке Дворжак редко посещал оперу и концерты, зато живо интересовался бытовой музыкой, внимательно прислушиваясь к разнообразным звукам нью-йоркской улицы. Его привлекали негритянские и индейские напевы, песни американских композиторов в народном духе и, конечно, спиричуэлс: «Они так патетичны, страстны, нежны, меланхоличны, дерзки, радостны, веселы… В любом музыкальном жанре может быть использован этот источник». И Дворжак действительно использовал их в различных сочинениях, написанных в Америке, в том числе, и в симфонии «Из Нового света».

В то же время показательно утверждение Дворжака: «Где бы я ни творил – в Америке или Англии, – я всегда писал истинно чешскую музыку». Это слияние исконно чешских и новых американских истоков придает стилю последней симфонии композитора уникальный характер.

Цикл из десяти «Библейских песен» был написан Дворжаком в марте 1894 года, вскоре после премьеры симфонии «Из Нового света». Первые счастливые годы пребывания Дворжака в Америке сменились глубоким личным кризисом, связанным со смертью двух дорогих друзей: Петра Ильича Чайковского и Ганса фон Бюлова, выдающегося пианиста и дирижера. Кроме того, композитор получил известие о неизлечимой болезни своего отца. Будучи глубоко религиозным человеком, Дворжак искал спасения в своей вере и своей музыке. В качестве текста для нового вокального цикла композитор избрал старочешский перевод Псалмов Давида из знаменитой Кралицкой Библии 1579 года.

«Библейские песни» были созданы Дворжаком в результате невероятного творческого всплеска – всего за 21 день. Глубина содержания и мудрая простота выделяют эти песни среди всей вокальной лирики Дворжака и являются одной из вершин его творчества. «Это – лучшее, что я создал в данной области», – указывал сам Дворжак.

Приобрести билет можно на сайте Капеллы

comments powered by HyperComments