You are here
Home > Литературные заметки > Священное оружие, карающее церковь, или «Овод» Войнич

Священное оружие, карающее церковь, или «Овод» Войнич

«Жизнь нужна мне только для того, чтобы бороться с церковью. Я не человек, я нож! Давая мне жизнь, вы освящаете нож.»

Артур Бёртон

Писательниц за всю историю этой профессии (или призвания, если хотите) было мало. Хороших писательниц можно вообще пересчитать по пальцам, и это не шовинизм. Просто не каждая утонченная дама решит взвалить на свои хрупкие плечи тяжелое бремя писательского ремесла, поэтому, когда открываешь для себя талантливых авторов женского пола, то с огромным уважением начинаешь относиться к ним и тому, что они делают. Одной из таких самоотверженных и трудолюбивых писательниц является Этель Лилиан Войнич. Женщина, прожившая насыщенную и интересную жизнь и отчасти перенесшая её на страницы своих книг, от чего те только прибавили в художественном весе. Несомненно, самым известным произведением, которое стало визитной карточкой писательницы, является её антиклерикальный роман «Овод».

При написании статьи у нас возникло немало сложностей, потому как отрецензировать книгу, не «заспойлерив», очень трудно. Композиция «Овода» построена таким образом, что в ней много неожиданных поворотов, и это не позволяет оторваться от книги (либо закрыть её нехотя из-за неотложных дел) до самых последних страниц. Признаться, «Овод» — первая книга, над которой я заплакал. Но об этом чуть позже. Сейчас попробуем разобраться, что в ней такого хорошего и удивительного, и постараемся не испортить Вам чтение все теми же пресловутыми спойлерами.

Кадры из фильма «Овод» (1980)

Самым притягательным в этом романе можно считать главного героя. Настоящий революционер: волевой, решительный, умный, отлично познавший жизнь и людей. В общем, исключительный и загадочный. Мне на ум сразу приходит Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма. В чем-то есть сходство между этими героями. Овод громогласно врывается во Флоренцию, когда начинает писать политические и сатирические статьи, обращая на себя внимание многих людей. Видимо, так и произошел его псевдоним. Он больно жалит всех своей правдой. Представляется этот человек Феличе Риваресом, выставляя перед публикой придуманную биографию. А правду знает он один, и Вы узнаете её только в самом конце романа (обещали же не выдавать), если все же решитесь за него взяться. Характер главного героя тверд, характер разговора сух, видно, что ему выпала нелегкая доля: он увидел, как говорится, жизнь без прикрас и лоска. Но вместе с тем нельзя не умилиться при прочтении письма, адресованного Джемме, в котором циничный и прожженный сухарь объясняется в любви, метафорично рисуя её, почти как герои сентиментальных романов:

«Я и теперь люблю вас. Помните, я поцеловал вашу руку, и вы так жалобно просили меня «никогда больше этого не делать»? Я знаю, это было нехорошо с моей стороны, но вы должны простить меня. А теперь я целую бумагу, на которой написано ваше имя. Выходит, что я поцеловал вас дважды и оба раза без вашего согласия.»

Вспоминается почему-то Базаров вместе с Одинцовой («Отцы и дети» Тургенева) или проникновенное письмо Желткова, адресованное Шеиной («Гранатовый браслет» Куприна). И лишний раз убеждаешься, сколько тепла и искренности может носить в себе «колючий» человек, который подчас чувствительнее романтиков-пустословов, что разбрасываются словами направо и налево. Эта противоречивость героя интригует и манит, делая образ Овода притягательным.

Кадры из фильма «Овод» (1980)

Сложно говорить о книге, не выдавая её сюжета, но мы же заботимся о Вас, желая Вам насладиться всем тем, чем при первом прочтении наслаждались сами. Она вызывает эмоции. Причем, не один раз. Концовка не растрогает только самых бессердечных людей. Конфликт «отцов и детей» выведен здесь на уровень выше бытового. Герои предстают перед сложным выбором между долгом и чувствами. Проникновенные диалоги только усиливают трагизм всего происходящего в романе, и я уверяю, что никто не останется равнодушным. Последняя сцена расставит все на места. Кто-то скажет, что характеры героев поверхностны и неубедительны (что имеет место быть), но Войнич — не Достоевский, чтобы углубляться в самые сокровенные уголки человеческой души.

Произведение раскачивает читателя от светлых чувств до грустных настроений постоянно, приковывает к себе внимание, одним словом, цепляет, а значит уже стоит пары часов времени на знакомство с ней. Не поленитесь и прочтите о тяжелой и трагичной судьбе молодого парня, которому пришлось пройти и огонь, и воду, и вещи, похуже даже медных труб. Я уверен, что время потраченное на роман окупится Вам и заставит по новому взглянуть на, казалось бы, простые с первого взгляда вещи. Успехов!

Автор: Никита Мигулин

comments powered by HyperComments