You are here
Home > Кино > Воля против власти

Воля против власти

13 июля в России состоялась премьера фильма «Сила воли». Зрители увидят историю грандиозного успеха чернокожего атлета Джесси Оуэнса — легенды олимпийских игр 1936 года. Однако череда его побед не просто личный рекорд или триумф Соединенных штатов Америки, это демонстрация общечеловеческих ценностей, которые были попраны в нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии несколькими годами позже. Своим примером Джесси доказал, что оценивать людей можно только по способностям, а не по национальным, расовым или религиозным признакам. Ему не удалось переломить ход истории, но поколебать предрассудки он смог, а это достижение стоит всего олимпийского золота. Поэтому нельзя согласиться с авторами некоторых описаний фильма, что кинолента посвящена невероятному упорству спортсмена, её идея намного глубже и актуальнее как для отдельной личности, так и для всего общества в целом.

Фильм построен по классической схеме: герой (Стефан Джеймс) прорывается от трудного старта до победного финиша сквозь преграды, соблазны и тернии. Выходец из бедной многодетной семьи уезжает учиться, символично оставляя родительские деньги на комоде. У него уже есть незаконная супруга и дочь, его заветная мечта — заработать деньги и жениться на Минни. Исключительные способности Джесси замечает тренер (Джейсон Судейкис), бывший профессиональный спортсмен, которого окружающие уже не воспринимают всерьез. Вместе с Джесси он берется доказать, что способен на победу над собой в непрекращающемся чемпионате жизни. На пути к цели они оба не раз хотели свернуть: недопонимание ученика и учителя, нелегкие семейные обстоятельства Оуэнса, соблазны головокружительного успеха, горечь и апатия поражения, и, наконец, тягостные сомнения, как защитить честь своего народа: согласием или отказом выступать на олимпиаде в нацистской Германии? На крутых виражах сюжета герои преодолевают трудности и это захватывающее зрелище — режиссеру удалось сохранить интригу и напряжение реального спортивного соревнования на экране.

Самой трогательной сюжетной линией являются взаимоотношения тренера и атлета. В отличие от многих студентов и преподавателей вуза, Снайдер оценивает Оуэнса исключительно по способностям. Для него победы Джесси – личный триумф, поэтому он проводит очень серьезную физическую и психологическую работу, чтобы превратить юношу в чемпиона. В результате Джесси устанавливает несколько рекордов и становится лучшим атлетом в американской олимпийской сборной. Снайдер идет на многие хитрости и уловки ради достижения цели (например, устраивает Оуенса на фиктивную работу, чтобы тот мог обеспечивать семью и не при этом не прерывать тренировки), он – истинный фанат своего дела, и заражает азартом юного спортсмена. Его образ противоречив: с одной стороны, он лишен предрассудков того времени, помогает семье Джесси, на свои деньги вопреки решению власть имущих отправляется на олимпиаду поддержать Оуэнса; с другой стороны, он груб, ограничен интересами своей сферы деятельности, кажется, готов на все средства ради достижения цели. Однако из холодного, жесткого эгоиста (ведь, работая с Джесси, он отстаивал свою значимость) Снайдер превращается (а может, просто раскрывается его характер) в верного друга и чуткого наставника, когда видит, как тяжело живется Джесси в черно-белом мире. Режиссер обращает наше внимание на то, что основа успеха спортсмена – поддержка и понимание тренера.

Возлюбленные спортсмена показаны мельком, но даже в рамках эпизодов сценарист ярко обозначил контраст между любовницей на волне успеха и женой и в горе, и в радости. Когда Джесси поддерживала и ждала Минни, он развивался и стремительно шел к победе, однако стоило ему поддаться соблазну легкой связи, атлет потерпел первое серьезное поражение. Акцент сделан на то, что семья – это надежный тыл человека в борьбе за место под солнцем, и никогда не надо менять его на людей, которые являются лишь атрибутами успеха.

Пожалуй, самый яркий момент в фильме – когда немецкий и американский атлеты бегут вместе, рука об руку, перед трибуной, где восседают главные чиновники Третьего Рейха. Невероятную силу воли продемонстрировал не только Оуэнс, но и «настоящий ариец», который должен был любой ценой вырвать у него золото на глазах у всего мира. Однако немецкий спортсмен не только помог Джесси пройти отборочный тур на финальное состязание, но и открыто показывал уважение к сильному сопернику. В личном разговоре выяснилось, что обоих спортсменов, из разных частей света, волнует одна и та же проблема: чудовищное ограничение личности в правах, которое не дает людям развиваться. Карл Лонг (и это не фантазия режиссера) продемонстрировал свой протест на весь мир, и в последствие, поплатился за этот жест — его послали на фронт. Так режиссер показал, насколько важно сохранить и защитить свои идеалы, как на спортивной, так и на политической арене.

Таким образом, все сюжетные ходы в фильме несут одну стратегию игры — рассказать зрителю, что на самом деле важны не рекорды, и даже не олимпийские медали, а истинные общечеловеческие ценности, которые делают  человека настоящим победителем.  Конечно, фильм можно назвать типичным, так как подобную историю, экранизированную с тем или иным градусом пафоса, зрители, скорее всего, уже видели. «Сила воли» не отличается высокой художественностью или приключенческой увлекательностью, но зато это действительно исторический фильм, который в точности воспроизводит кулуарные интриги Олимпийских игр 1936 года. Даже название является некоей издевкой над пропагандистским фильмом  Лени Рифеншталь (которая также сняла документальный фильм «Олимпия», посвященный тем Олимпийским играм), «Триумф воли», который прославлял нацистскую идеологию.

К сожалению, фильм болезненно актуален: расизм не изжил себя. Он более завуалирован, но от него по-прежнему страдают люди во многих цивилизованных и развитых, казалось бы, странах. В киноленте такое развитие событий предсказано и никто не строил иллюзий, что победы чернокожего атлета на Олимпийских играх изменят многовековой уклад предубеждения и ненависти. В финале, когда Джесси с супругой отправляется на банкет в честь своего триумфа, их просто не впускают через парадный вход с аргументацией — «только для белых». Чемпион останавливает тренера, который хотел поскандалить,  с выражением безнадежности на лице и покорно следует через черный ход.

Автор: Мария Шумская

 

comments powered by HyperComments