You are here
Home > Литературные заметки > Психологический ужас Говарда Филлипса Лавкрафта

Психологический ужас Говарда Филлипса Лавкрафта

Если Вы являетесь любителем литературы ужасов, то Вам определенно нужно знать, кто стоял у истоков зарождения подобного жанра и кто вывел его на более высокий уровень. Как несложно догадаться по заголовку, речь пойдет о творчестве Лавкрафта, писателя, не просто посвятившего себя теме кошмаров, но жившего этими кошмарами. Нельзя сравнивать его с Эдгаром По, Брэмом Стокером, Элджероном Блэквудом и другими. Сложно даже говорить, что кто-то после него привнес подобный по масштабам вклад в развитие жанра. Лавкрафт — полностью самобытный автор, создавший целую вселенную страха и отчаяния, из которой многие последователи черпают образы и идеи для своих книг. «Дедушка Теобальд», «Отец ужасных историй про древних монстров» и просто «Король ужасов» — всё это Говард Филлипс Лавкрафт.

Чтобы понять величие автора, нужно не только внимательно читать его произведения, но и знать биографию, которая была довольно трагична, как многие истории писателя.

С детства Говард был одаренным ребенком. Известно, что он с двух лет уже декларировал стихи для публики, а в шесть так и вообще начал писать свои. Талант был отмечен в малом возрасте, хотя до величия ему было еще далеко. Первое «настоящее» произведение Лавкрафт написал в 14 лет, называлось оно «Зверь в пещере». Но что удивительно, писатель в том возрасте склонялся к поэзии и эссеистике, а то, что принесло ему всемирную славу и признание — фантастику, считал «несерьезным» жанром. Вот такая ирония судьбы. Однако это лишь верхушка айсберга: вся глубина таится именно в особенности характера Говарда и отношений в семье.

Тяжелое детство навсегда наложило на его душу глубокий отпечаток, который проглядывает в каждом произведении в той или иной мере, но неизменно остается их частью. Мрачное, гнетущее настроение передается от автора читателю, завлекает в Лавкрафтовский мир ужасов, заставляя не просто разделить с героями их страх, но полностью перенять его. Когда Говард был маленьким, отца поместили в психиатрическую больницу. Его воспитанием занялась мать, страдающая истерией и частыми депрессиями. Естественно, это сказалось на воспитании писателя, который даже подумывал о самоубийстве из-за плачевности дел семьи. Также ему часто снились кошмары, сюжеты которых он впоследствии использовал в своем творчестве. Одним из таких рассказов стал «Дагон». Как говорят различные источники, Лавкрафт ничего не выдумывал, ему просто приснился страшный сон, а тот после пробуждения записал его, кое-как совладав с собой, сдерживая внутри панический ужас. Настоящие шедевры искусства пропитаны кровью, потом и болью автора, которые он вкладывает в своих героев. О Говарде Лавкрафте это можно сказать с двойной силой.

Настоящая известность, как это часто бывает, пришла к писателю после смерти. Больше всего он известен своими рассказами, поэтому для ознакомления можно выбрать любой, не потратив на его прочтение много времени, но вместе с тем быстро понять и оценить художественную силу таланта «мастера ужасов». Мы же остановимся на «Тени над Иннсмутом», одном из лучших произведений автора. Действие рассказа происходит в вымышленном мире. Из книги в книгу оно перекочевывает в разные города, но, тем не менее, всегда остается в рамках иррациональной вселенной, созданной Лавкрафтом. В данном случае, большинство событий происходит в загадочном городе Иннсмут, куда главный герой направляется, чтобы расспросить жителей о правдоподобности городских легенд. Считается, что в нем случаются странные происшествия, которые горожане связывают с дьявольскими происками. В поиске ответов герой заходит слишком далеко: он узнает тайну этого места, которое днем похоже на сильно запущенное предместье, с разваливающимися домами и унылыми людьми, но ночью живет совершенно другой, ужасной и мерзкой жизнью.

«Один лишь вид этих бесконечных улиц, пропитанных упадком и смертью, в сочетании с представлением о массе опустевших, гниющих черных комнат, отданных на разорение вездесущим паукам и извивающимся червям, невольно порождал атмосферу поистине первобытного, животного страха и отвращения, разогнать которую едва ли смогла бы даже самая жизнестойкая оптимистическая философия.»

Большую часть рассказа занимают диалоги героя с жителями Иннсмута и описание его внутренних ощущений. Действие начинается в самом конце, да и то длится не слишком долго. Прежде всего, Лавкрафт — мастер тайн, загадок и наведения соответствующей атмосферы. Вот кто по-настоящему умеет подогревать читателя поначалу, а потом просто разжигает интерес к персонажам и тому, что с ними будет дальше. Читая его книги, чувствуешь, как спирает дыхание, выдыхать становится тяжелее, и тебя пронизывает с головы до ног тот страх, что когда-то терзал и самого писателя. Сложно объяснить это, но легко прочувствовать на себе. Герой обладает внушительной долей скептицизма по отношению ко всем рассказам, легендам и слухам о городе, пытается объяснить ситуации, исключив возможности вмешательства в них потусторонних сил. Этим приемом автор делает свою историю более реалистичной и живой. Что может быть страшней реалистичного ужаса? Сверхзадача жанра — доказать читателю, что, как бы ситуация ни была абсурдна, она имеет место быть в реальной жизни. Лавкрафту это удалось сполна!

Долго описывать небольшой рассказ с одной сюжетной линией и несложной структурой смысла нет. Можно еще сказать, что концовка получилась очень удачная, в духе таких произведений: мрачная, безысходная и не оставляющая надежд на светлое будущее. Это было неожиданно и стоило бы сказать негласное «спасибо» Лавкрафту за то, что сохранил мрачную атмосферу на протяжении всего хода действий. После смерти от него остались не только его труды, но и огромное влияние на жанр ужасов в литературе. Нынешний «король ужасов», Стивен Кинг, называет Лавкрафта своим учителем, а рэп — исполнитель Oxxxymiron написал известный трек «HPL» (что в общем-то является инициалами его имени) по мотивам некоторых его рассказов («Данвичский ужас», «Цвет из иных миров», «Зов Ктулху», например). Это говорит о том, что творчество Говарда Филлипса Лавкрафта живо и востребовано в наши дни, оно вдохновляет многих: от маститых писателей до популярных музыкантов, и до сих пор пугает миллионы читателей по всему миру.

Автор: Никита Мигулин

comments powered by HyperComments