You are here
Home > Театр > Огонь пожирает культуру

Огонь пожирает культуру

В 60-е годы 20 века, когда в России был железный занавес, в руках наших соотечественников появилась книга Рея Бредбери » 451 градус по Фаренгейту «. Самые смелые читатели передавали её из рук в руки. Спустя сорок лет с того момента, как в России увидели книгу, Московский театр «Et cetera » взял на себя ответственность поставить спектакль. Причиной тому стала «несгораемая» реакция общества на предсказания известного американского фантаста — геноцид культуры, которая мешает власти одержать верх над личностью.

» Огонь пожирает культуру » — метафора, из которой у Бредбери родилась идея столь увлекательного сюжета. Сегодня книгу с уверенностью можно назвать классикой американской фантастики, которая вдохновила многих режиссеров кино и театра, художников и поэтов на свою интерпретацию этого произведения. Об одной из таких попыток в России мы и поговорим.

Постановщиком спектакля в «Et cetera» является Адольф Шапиро — народный артист Латвии, лауреат многих известных театральных премий. О своем спектакле режиссёр говорит так: «Фантастикой я никогда особенно не увлекался. Но вот перечитал Брэдбери и понял, что элементы фантастики у него — просто литературный прием. Описанная писателем картина мира соответствует моему восприятию происходящего у нас. Иначе бы не возникло желание взяться за постановку. Ведь то, что для одного — публицистика, для другого — кровь. Важно, удастся ли художественно убедительно это сделать».

Загадочная и необычная атмосфера театра погружает зрителя в сложный и порочный мир, созданный писателем. Постановщики спектакля пытаются отразить предупреждения автора об опасности, которые очень актуальны в наши дни. Потрясающая акустика, лёгкое, будто прозрачное освещение, невероятные спецэффекты и прочие технические аспекты придают истории новое дыхание и современное виденье. Будучи зрителем, ты будто переносишься в захватывающий мир Бредбери и принимаешь участие в борьбе за свободу вместе с главными героями.

Случайная встреча с чудаковатой, беззащитной девушкой (в исполнении заслуженной артистки России Марии Скосыревой ) породила в чёрством, как будто, потерянном пожарном по имени Монтег (в исполнении талантливого Эльмо Нюганена) острую рефлексию, а затем стремление бороться против жестокого мира, в котором не осталось места для свободы слова, мысли и чувства. История двух несчастных и одновременно счастливых героев — это рассказ об осознании ими слепоты мира и обретении вольного духа, о том, какие трудности, внешние и внутренние конфликты должен принять каждый человек, чтобы обрести собственное эго и иметь право называть себя личностью.

Спектакль проходит в сопровождении небольшого симфонического оркестра. В середине спектакля из верхнего специально отведённого места для оркестра доносится Concerto Grosso N5 для скрипки, и нагнетал атмосферу резкими звуками. Тонкие мелодии струнных сменяются нежными переливами клавишных, а после наступает тишина, и зритель может осознать увиденное, приняв для себя решение: что лучше? Действовать или смириться? Но внезапный гром, от которого содрогаются даже сидения в зале, приводит в чувства и вызывает минутное оцепенение, после которого ты готов вскочить и аплодировать организаторам и всей труппе за пережитые эмоции.

Блестящая игра актёров только обнажает остроту сюжета, они имитируют на сцене самые откровенные чувства. Больше всего запомнились образы смирившегося с действительностью пожарника по имени Битти, который в некоем смысле является олицетворением диктаторской власти (сыграл заслуженный артист России Игорь Яцко) и  типичной домохозяйки, жены главного героя (сыграла Марина Чуракова). И, да, это тот самый случай, когда в духе Станиславского хочется воскликнуть, но только: «Верю»!

Этот спектакль — книга в прочтении очень талантливых актёров, которые глубоко чувствуют характеры своих персонажей. Они расскажут роман так, чтобы вы, придя домой, стряхнете многолетнюю пыль с ваших книг. Зачем?

Я желаю вам приятного просмотра спектакля «451 градус по Фаренгейту» в театре «Et cetera» на Фроловом переулке Чистых прудов.

Автор: Елизавета Борисова

 

comments powered by HyperComments