You are here
Home > Литературные заметки > Несгибаемая воля, но шаткая психика Мартина Идена

Несгибаемая воля, но шаткая психика Мартина Идена

«Бороться — так бороться до конца!»

В двадцатых годах прошлого века с берегов туманного Альбиона в Советскую Россию просочился Джек Лондон, а именно, одна из самых знаменитых его книг — «Мартин Иден». В ней повествуется о судьбе бедного моряка, который внезапно решил в корне изменить собственную жизнь (стремление, знакомое многим, не правда ли?) и стать писателем. Естественно, желание возникло не просто так, и кто-то должен был дать Идену стимул. И этот кто-то — обеспеченный молодой человек, Артур Морз, которого Мартин спас от кучки пьяных хулиганов. Он позвал моряка к себе в гости, дабы отплатить ему за помощь (ну и, конечно же, позабавить семью знакомством с «интересным дикарем»), и застолье перевернуло жизнь Идена. Увидев изящество и манеры богатых людей (в особенности, девушки Руфи, в которую влюбился) моряк захотел вести себя под стать избранному кругу. Тут и начинаются его приключения.

Главный герой книги — волевой и бесстрашный человек, который терпит уйму лишений: от бедности до одиночества в собственной семье. И ладно бы нищета, но отсутствие какой-либо поддержки со стороны близких — это удар в спину для любого. Мартин работает вопреки всем прогнозам на провал, которые сыплются на него, как шквал непрекращающихся ударов, выстоять под которым может, пожалуй, только моряк, ведь он не понаслышке знает о штормах и бурях. Наверное, тяжелая жизнь на судне дала ему необходимый закал для будущих великих свершений! Но трудности Мартина заключаются не только в освоении новых знаний, изучении правил хорошего тона и написании текстов. Его цель гораздо глубже, и он даже не представляет, с чем ему придется столкнуться на своем пути к известности. В первую очередь, задача Идена — перерисовать уже давно укоренившуюся в нем картину мира и посмотреть на жизнь под другим углом. Когда это начинает получаться, он терпит более фатальные потери, чем при голоде и бессоннице. Мартин потихоньку расстается с незрелыми надеждами, которые лелеял в начале своего пути, а на их место становятся суровые реальные достижения, которые не приносят большого удовольствия. Он поумнел и уже не видит того блеска и очарования буржуазного круга, наоборот, он становится ненавистен ему, а Руфь, предмет его бесконечных воздыханий, разрушает свой образ «необыкновенной девушки». Оказалось, что его прошлая жизнь, казавшаяся ограниченной раньше, на деле была полна искренности и жизни. Драгоценные минуты он променял на лицемерные манеры высшего света. Пожалуй, это главная трагедия героя в романе.

Произведение автобиографично. Узнав о жизни Джека Лондона, можно заметить, что черты характера и судьба, которыми автор наделил своего героя, присущи и самому писателю. Об этом расскажет любая Википедия: идеализированная (а, в последствии, рухнувшая) любовь Лондона, его опыт работы моряком, который лег в основу не только «Мартина Идена», но и других произведений (роман «В смирительной рубашке», например), постоянная нужда в средствах. Все это делает рассказ еще более жизненным и реалистичным, ведь каждая мысль в нем пропитана болью и слезами, временем и опытом, которые автор изливает на бумаге, словно душу. Читая книгу, задумываешься о многом. В частности, начинаешь сомневаться в навязываемой обществу «Американской мечте» и задавать себе вопросы: «Так ли важны признание и деньги? Получится ли отыскать в них своё счастье и обрести покой?» Лондон не отвечает на эти вопросы, но показывает, как жестоко может обойтись с человеком жизнь за подобные промашки.

Лично я вынес два урока:

1) Человек может добиться всего, чего пожелает, и выдержать на пути к этому, что угодно.

2) При выборе цели смотреть нужно не на других, а внутрь себя.

Книга отличная, несомненно, стоящая того, чтобы не только с ней ознакомиться, но и вникнуть. Помимо вышеперечисленных проблем, в ней можно отыскать еще уйму интересных тем и авторских находок. Отдельного разговора стоит эпизод знакомства Мартина с Рэссом Бриссенденом, о котором особо интересующиеся смогут прочитать в романе (мне даже показалось, что это второй образ Лондона, только уже повидавшего виды и объясняющего Идену премудрости писательского мастерства и жизни).

В романе писательский талант Джека Лондона берет новую высоту и раскрывается в полной мере. Внутренний мир героя на страницах становится внешним, диалоги характеризуют персонажей лучше всяких средств художественной выразительности, правдивое описание быта и нравов Англии того времени детально и точно. Книга заслуженно лежит (а не пылится) на полке у множества людей (в том числе, и у меня), которые с радостью и живостью в начале и с грустью вкупе с состраданием в конце читают её и не забывают о трагичной судьбе моряка Мартина, который погнался за мнимым счастьем в лице общественного одобрения. Герой поплатился за это отчаянием. И это лучший антидот против культа успешности и ликвидности личности.

Автор: Никита Мигулин

comments powered by HyperComments