You are here
Home > Интервью > “Красота джазовой музыки в её умении быть всегда разной…”

“Красота джазовой музыки в её умении быть всегда разной…”

Виктория Каунова – джазовая вокалистка. «Один из лучших джазовых голосов России» по утверждению Народного артиста РФ Анатолия Кролла.
Илья Морозов – альт-саксофон. По словам Игоря Бутмана, виртуозный саксофонист и талантливый музыкант Илья Морозов относится к подрастающему поколению «музыкальных наследников», которое наполняет джаз новыми, российскими интонациями.

«Илья показал себя как серьёзный музыкант с современным мышлением и богатой фантазией…» – российский джазовый портал Джаз.ру

Руководят совместным секстет проектом.

Расскажите, как создавался ваш проект – секстет Виктории Кауновой и Ильи Морозова.

Илья – Это долгая история. Мы познакомились в Ростове-на-дону в 2007 году в колледже, закончили его вместе и я уехал в Москву.

Вика – А я осталась учиться в Ростове в консерватории. 4 года мы жили на расстоянии, хотя уже в колледже у нас завязались романтические отношения. Пока мы еще учились, назревала идея, чтобы создать совместный проект, но времени из-за учебы не хватало. После того, как я уже закончила консерваторию и переехала в Москву, мы с Ильей решили, что пришло время сделать что-то свое.

Илья – Так сказать, отметить счастливое воссоединение созданием амбициозного проекта. (смеются)

Но тут мы начали думать, в чем будет отличие нашего проекта от других, которые уже существуют? Обычно используется труба, тенор-саксофон, альт-саксофон и ритм секция – это стандартный набор. В истории джазовой музыки с вокалом не очень много таких секстет-проектов.

Вика – Ну а я как раз вокалистка. Потом мы пригласили очень хороших музыкантов, наших друзей, и начали творить.

Когда мы только начинали что-то пробовать, нас заметил Анатолий Кролл, ему понравилось то, что мы делаем, и он начал приглашать нас выступать на фестивалях.

Недавно, вы записали первый альбом. Как это было?

Илья — Нас подтолкнул на это Алекс Сипягин  (американский джаз-трубач русского происхождения, добившийся признания в США). Близко мы познакомились на гастролях с оркестром Игоря Бутмана.  После гастролей я предложил ему сыграть вместе концерт, он согласился. К тому моменту проект был уже сформирован и вся музыка написана. Ему понравились наши идеи, и после концерта он сказал: “Ребята, это надо записать!”

Вика — И мы задумались, так как записываться даже не планировали. Мы, конечно, думали об этом, но не могли предположить, что это произойдет так скоро.  Первый концерт был в мае, а в январе мы уже записали первый диск! Мы даже не могли поверить, что всё так получилось. Как раз с Сашей мы это и сделали. Присутствие этого человека в нашем проекте было очень важно для нас, ведь он профессионал, востребован во всем мире. Для нас была большая честь, когда он оценил наш материал и предложил записать его вместе.

Илья — В составе на нашем альбоме лучшие музыканты России, да и мира. Альбом, не успев еще выпуститься, получил высокие оценки у Рэнди Бреккера (трубач, легенда мирового джаза). Он был первым, кто послушал эту запись, и был удивлен тому саунду, который мы постарались сделать — соединению вокала с разными инструментами. Ему было в новинку услышать это.

Долго записывали?

Вика –  2 дня по 6 часов. Это было очень сложно, потому что в течение 6 часов надо сохранять концентрацию, стараться играть лучше и лучше. Мы писали по 2-3 раза, целую песню. У нас получались хорошие дубли от начала до конца, по кусочкам мы не резали, и это очень здорово.

Илья – Было сложно выбрать лучший дубль, так как каждый был хорош по-своему и на каждом все играли по-разному, не было одинаковых соло, любой можно было выпускать на альбом.

Вика – Условия были интересные… На студии было холодно, все были в теплой одежде. Мы писались зимой, но даже подумать не могли, что будет настолько холодно! У ребят коченели пальцы, было сложно играть, а ведь нужно показать как будто тебе очень жарко, иметь невероятный драйв. Я заматывалась в шарф, надевала теплейшие кардиганы. Конечно, мы согревались по мере того, как мы пели и играли, но, как только был перерыв на 10-15 мин, снова становилось холодно. Илья даже привез туда наш домашний строительный фен. Но всё получилось очень хорошо, и, когда мы услышали конечную сведенную версию, мы были в восторге.

Илья – Главное, что в студии был общий дух, который передается на диске.

Какая атмосфера царит на ваших репетициях?

Вика – Когда мы репетируем, всю ответственность я передаю Илье, потому что 80% нашего коллектива – это мужчины, поэтому мне кажется, что Илья как мужчина должен руководить всем репетиционным процессом.

Илья – Вообще, самое интересное начинается еще с написания. Это бессонные ночи, сидя за инструментом. Потом, всё это оформляем, печатаем ноты, склеиваем, делаем всё красиво, фирменно.

Вика — Потом приносим ребятам на репетицию. Главное, чтобы всё было понятно для музыкантов, но мы оставляем также свободу для музыканта в импровизации, чтобы они сами добавляли туда свои мысли. Каждый пытается внести что-то новое, и так мы вместе придумываем. Это для нас важно.

Илья – Ведь это также, если бы журналисту поставили цель написать какую-то статью и заставили пользоваться его только определенными конструкциями и словосочетаниями, ни шага, ни вправо, ни влево. Здесь должно оставаться творчество.

Бывают ли конфликты в коллективе?

Илья – В других коллективах — да. В нашем — нет. Он же состоит на 80%  из мужчин, конфликтовать некому (смеются).

Вика – Просто мы очень хорошо дружим, поэтому друг друга понимаем и все вопросы решаем бесконфликтно.

За что вы любите джаз?

Вика — Джазовая музыка хороша тем, что она всегда разная. Конечно, есть определенные опорные точки, но импровизация постоянная. В этой музыке есть живость и естественность, именно за счет импровизации.

Илья – У нас не бывает одинаковых концертов. Дважды одно и то же не услышишь. Каждый раз появляются какие-то новые звуки, новые ощущения.

Вика — За это мы и любим джаз. Он дает нам раскрыться с разных сторон и показать свое настроение в данный момент.

Как вы относитесь к современным жанрам музыки, таким как реп или популярная музыка?

ВикаХорошо. Вся музыка имеет право на существование, это же самовыражение человека, то, что он чувствует.

Я не всю жизнь слушала и пела джаз.  До 3 курса колледжа я пела популярную музыку. Например, Уитни Хьюстон, Мэрайя Кэри, Селин Дион. Мой педагог периодически предлагала спеть что-то джазовое, но тогда я этого  не понимала, до джазовой музыки еще нужно дорасти головой. Её нужно понять. А когда поймешь и научишься её исполнять, другую музыку петь уже не очень то и хочется.

Но я отношусь с большим уважением ко всей музыке, которая есть. В частности к той, которая сделана качественно. В каждом жанре есть песни на все времена, которые будут актуальны всегда.

Илья – А мне нравиться и рок, и реп, я слушаю её и рассматриваю, как один из источников идей аранжировок. В джазовой музыке не так много средств, чтобы можно было что-то видоизменить, и при этом, чтобы это осталось именно джазом, а не соприкасалось с другим стилем.

Вика – Есть одна композиция, в которой Рэнди Бреккер читает реп!  Это настолько классно и ново, никто до него так не делал. Вот и пример того, что можно делать такие необычные вещи и в джазе. При этом звучит органично. Правда, я ещё реп не умею читать (смеется)

Илья – Когда происходят такие эксперименты, возникают новые стили, которые сначала подвергаются критике современников, а через 10 лет это становится полноправным, самостоятельным направлением в музыке.

Много ли у вас свободного времени?

Вика – Сейчас его просто нет (смеется). Но когда оно появляется, мы стараемся направлять его в русло творчества. Отдыхать в последнее время у нас получается крайне редко.  Мне кажется, мы даже разучились отдыхать. Потому что постоянно думаем о нашем проекте, вместе генерируем музыку и новые идеи.

Как любите отдыхать?

ВикаПо-разному. В последнее время для нас отдыхать, это хотя  бы просто полежать и посмотреть фильм. А в идеале, конечно, хочется на море! На недельку выключить телефоны, выключить всё и побыть в социальной тишине.

Илья – Когда мы понимаем, что уже заработались, мы ходим гулять, катаемся на велосипедах, играем в бадминтон. Главное, проводим свободное время вместе.

Любите путешествовать?

Вика – Да! Очень любим. У нас много интересных историй связанных с путешествиями. В одной из поездок меня Илья сподвиг к дайвингу, с учетом того, что я не умею плавать! И я с диким страхом всё таки погрузилась на 10 метров… Со мной, конечно, был инструктор, но мой страх в тот момент не передать словами.

Илья – Я вообще экстримал, люблю экспериментировать. Мне нравится это из-за впечатлений, так как те ощущения, которые ты испытываешь, не купишь ни за какие деньги. В Турции, как-то решили на парашюте полетать. Вика, как всегда, боялась, но я её снова уговорил.

(Подхватывает) Вика – Его аргументы всегда меня убеждают! На высоте 300 метров было очень красиво, тихо и спокойно.

А с самолета с парашютом прыгнуть пока не собираетесь?

Илья Это еще предстоит.

Вика – А я вот пока не могу решиться. Боюсь свободного падения. А, так, путешествовать очень любим!

Вы давно вместе?

Вика8,5 лет. Начали встречаться на 3 курсе колледжа. Но поженились только в прошлом году. Не могли раньше, потому что жили в разных городах. Это невероятно тяжело. Виделись мы раз в пол года. Я закончила консерваторию на год раньше, чтобы скорее вернуться к любимому.

А почему раньше не переехали в Москву?

ВикаНашла своего педагога. Человека, который с тобой на одной волне, сложно найти. А если ты его нашел, надо с ним доучиться. Мой педагог — моя вторая семья. Она меня воспитала как музыканта. До сих пор она меня учит. Каждый раз, когда приезжаю в Ростов, мы встречаемся и общаемся.

Илья – А я захотел попробовать поехать в Москву и поступить в «Гнесинку». И я поступил. Поэтому мы не могли бросить своих педагогов. Мой педагог также очень важен для меня.

О чём мечтаете?

Илья – Наверное, добиться мирового признания.

Вика – Хочется, чтобы наша музыка дошла до слушателя и чтобы ее понимали, принимали в любой стране. Чтобы, мы оставили какую-то свою мысль и идею. И это стало частью культурного наследия.

Беседовала Анастасия Сандлер

 

comments powered by HyperComments