You are here
Home > Литературные заметки > Чего ждать от «Будущего»?

Чего ждать от «Будущего»?

Для начала ликбез. Жанр утопии стал популярен (впрочем, как и появился сам термин) примерно в конце 16-начале 17 веков. С легкой руки Томаса Мора слово прочно вошло в литературный обиход. Конечно, люди всегда пытались представить, как в дальнейшем будет развиваться история человечества, строили теории, предполагали и разрабатывали модель идеального мира (еще Платон в своем трактате «Государство» старался создать концепцию безупречного строя), но основные труды философов-утопистов (Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, даже в какой-то мере Жан-Жака Руссо) приходятся именно на 17-18 века. Люди всегда грезят лучшей жизнью, мечтают о других мирах, фантазируют в духе «что, если бы», поэтому жанр прочно укрепился в литературе на долгое время. Но с приходом промышленной революции утопия переворачивается с ног на голову, образуя, таким образом, антиутопию — жанр более правдивый, жизненный и сложный. 20 век вообще считается временем расцвета подобных произведений. Замятин, Оруэлл, Хаксли, Платонов, Брэдбери, Стругацкие — список можно продолжать очень долго. Главное, что стоит понять: возникла необходимость в развенчивании мифов людей об идеальном мире, ведь, по словам Бердяева: «…создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьезная проблема: как утопии избежать». Достаточно вспомнить плачевный пример реализации утопии коммунизма. Что в большевистском СССР, что в Северной Корее это привело к тоталитаризму, а не свободе граждан… Но вступление что-то затянулось, поэтому хочется перейти к рассмотрению книги-антиутопии современного писателя-фантаста Дмитрия Глуховского под названием «Будущее», которая отвечает на вопрос: «Что было бы, если бы люди жили вечно?»

Казалось бы, что плохого в бессмертии, но автор находит аргументы против, хоть и не сразу. Его герой приходит к  этому осознанию постепенно, открывая для себя новые стороны жизни, которые убеждают его в том, что жизнь обычного человека намного интересней и естественней, чем вечно живущего бога. Перед тем, как читать дальше, подумайте, какие глобальные проблемы может вызвать возможность быть бессмертными? Как выглядит политическая система такого государства? Кроме этого, что изменится на более мелких уровнях жизни: в быту, построении отношений между людьми, создании семьи? Если сразу на ум ничего не приходит, то Дмитрий Алексеевич Глуховский со своей концепцией «Будущего» к Вашим услугам.

Что нужно знать о книжном мире «Будущего»? История разворачивается на полотне XXV века, когда люди смогли перекодировать ДНК и тем самым обрести бессмертие. И все бы хорошо, но, понятное дело, власти столкнулись с проблемой перенаселенности, поэтому им пришлось предпринять ряд решительных мер. Одной из таких стало решение о предоставлении людям права сложного выбора: по достижению 25-летия предлагалось либо жить вечно, не имея детей (чтобы не увеличивать население в мире), либо после рождения ребенка прожить еще примерно 10 лет (человеку вкалывалась сыворотка, разрушающая ген бессмертия в организме). Конечно, людям хотелось одного без потери другого, в связи с чем было много нарушителей закона, поэтому создались специальные группы «Бессмертных» по отлову таких преступников. В этой группе и работает Ян, главный герой произведения.

Жизнь его можно назвать типичной для людей этого мира. Какие убеждения и ценности может иметь человек, живущий вечно? Любовь? Вряд ли. В условиях бесконечности существования её, скорее всего, не существует. Единственное, что есть у него — это беспорядочные связи без обязательств и отношений. Семья? Какой смысл в этом институте, если невозможно завести детей? Остается сожительство, которое, опять же, не продолжается долго, потому что люди не стареют, и зацикливаться на одном партнере нет никакого смысла. Рухнуло множество основополагающих моральных устоев и ценностей, существовавших тысячелетиями. Церкви превращены в бордели (сильнейшее надругательство над религией), ведь зачем человеку теперь нужен бог? Любое вероисповедание предполагало смерть тела и бессмертие души, и когда стало наоборот, то надобность в вере отпала сама собой.

Люди живут с мыслью о том, что их дети — виновники их старения и смерти, и это уже толкает многих существовать в одиночку не одну тысячу лет, обычно, серо, неприглядно. Жить в коробках 2 на 2 метра, потому что иначе уже нельзя. В городе — муравейнике нет места большим пейнтхаусам. Выражаясь словами современника: «Кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно, и на рынке есть ниша такого жилья». Только в «Будущем» эта ниша становится основополагающей, когда большие апартаменты может позволить себе только верхушка власти. Кстати о власти. Наверное, о самом печальном. Вожди не стареют. Вожди не умирают. Они забрались так высоко, что оттуда их уже не достать. Власть навсегда в их руках, и поколебать её может только самый кардинальный поступок: отмена бессмертия.

Автор грубыми мазками рисует упадочную картину мира. По сути, в нем (мире) нет ничего человеческого. Конечно, как и во всех антиутопиях, существуют отдельные районы, где живут обычные люди, которые в силу политических реалий просто не могут оплатить огромную цену бессмертия. Как сейчас с квартирами в Москве. У таких людей есть и любовь, и семья, и религия, но это вымирающий вид, на них почти не выделяется средств и внимания, они предоставлены сами себе, как «дикари» за куполом у Хаксли. Если вкратце, то так выглядит кошмарный прогноз автора, но стоит вернуться к главному герою.

Если честно, Ян получился противоречивым и уж больно похожим на сфабрикованных героев боевиков, со свойственными им клише. Тяжелое детство, но в итоге преодоление себя и превращение в эдакого бездушного терминатора, единственной целью которого является не Сарра Коннор, но родители незаконнорожденных детей. Только свободное время он проводит не в упорных тренировках и работой над собой, а в пьянстве и кутеже с женщинами легкого поведения или просто женщинами (книга, кстати, имеет ограничение по возрасту 18+). Тем не менее, автор изображает его подтянутым, накаченным мужчиной с рельефным телом. Не очень правдоподобно. Хотя трансформация убеждений Яна по ходу развития сюжета выглядит убедительно. Герой находит важные для себя и уже рудиментарные ценности для этого мира в семье и детях. Это выглядит трогательно и искренне. Как будто сам автор вместе с ним переживает момент «переоценки ценностей» и знает, о чем говорит.

Вообще к писателю есть претензии по поводу несостыковок в романе. Говорить о них не хочется в силу того, чтобы не спойлерить для тех, кто хочет прочитать, и не создавать предвзятое мнение о книге. Она хороша и интересна. Другое дело, что вселенная антиутопии создана как будто «не до конца»: затронуты не все сферы жизни (нет целостного мира, системы) и есть противоречия (причем одно настолько крупное, что способно полностью перечеркнуть идею книги). Возможно, автор взялся за слишком большую цель, для которой пока не был готов, но и в нынешнем виде книга оставляет приятное впечатление. Есть и душевные сцены, раскачивающие читателя, попеременно с жестокими и пошлыми эпизодами, есть мораль, которую удалось донести в ясном и точном виде, в конце концов, есть просто увлекательный сюжет и хорошие диалоги героев. С точки зрения художественности, произведение получилось хорошее, что показывает талант Глуховского, как писателя. Книгу все же рекомендуем прочитать: она способна затронуть даже самые тонкие струны человеческой души, но тех, кто рассчитывает, в первую очередь, увидеть досконально изученную упадочную атмосферу созданного мира, она может не впечатлить.

Автор: Никита Мигулин

comments powered by HyperComments