You are here
Home > Кино > На экране > Гений дружбы

Гений дружбы

7 июля этого года в России (мировая премьера: 16.02.2016) состоится премьера кинокартины «Гений», дебютной работы одного из крупнейших театральных режиссеров Великобритании Майкла Грэндэйджа.  Это драматический фильм совместного производства США и Великобритании, снятый Майклом Грандажем по сценарию Джона Логана. Сюжет основан на реальных событиях, изложенных в книге 1978 года «Max Perkins: Editor Of Genius» А. Скотта Берга. В главных ролях снялись Колин Ферт, Джуд Лоу, Николь Кидман, Доминик Уэст и Гай Пирс.

«Гений» – байопик о легендарном редакторе Максе Перкинсе из издательства «Скрайбнер», который работал с такими мировыми знаменитостями, как Эрнест Хэмингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Томас Вулф. Эти писатели определили облик литературы 20 века. Но тот, кто помог им самим определиться в безжалостных муках творчества, большинству читателей неизвестен и неинтересен. Кого может заинтриговать сдержанный, пуританский и разве что ироничный семьянин средних лет, который с утра до ночи вычитывает тексты? Он явно не герой коммерческого романа: монетизировать  образ книжного редактора (в кино!) крайне сложно. В кинопрокате правит бал жестокая и пошлая зрелищность, на фоне которой фильм наверняка потеряется. Или выделится.

Сюжет документален:  к Максу Перкинсу обращается непризнанный гений Томас Вулф со своей безразмерной рукописью, и редактор помогает превратить ее в бестселлер; Вулф и Перкинс работают на износ, появляется вторая книга, которая приносит автору бешеную популярность; Вулф не проходит испытания медными трубами и ссорится с редактором, происходит размолвка, обернувшаяся для обоих тяжелыми испытаниями. Это не «житие» Макса Перкинса. Сценарист   сделал акцент на гениальности,  пожирающей мужа и любовника, сына и отца, друга и наставника.  Такова безжалостная страсть Вулфа к литературе. Он – локомотив действия, настоящий артист, обезоруживающий своей харизмой. Именно этого героя можно было бы назвать главным, казалось бы, и фильм назван именно в честь него. Но гениальность оставила от Томаса только жреца на алтаре искусства. Гений уже не человек, а проводник идеи, и фонтанирует энергией извне, куда обычным людям нет дороги, и они лишь обжигаются, теряя себя ради того, кого для них нет.

Так кто же гений? Тот самый невзрачный тип в сером котелке? Для гения он слишком «правильный» и не укладывается в шаблон: у него есть семья, постоянная кропотливая работа, терпеливый, сдержанный характер. Нет честолюбия. «Редактор должен оставаться в тени» — говорит Перкинс, сомневаясь, делает ли он книгу лучше. Или просто другой? Но его гениальность простерлась далеко за пределы творчества, он – гений дружбы. Каждого автора со всеми его причудами и сложностями он воспринимает, как друга. Весь фильм пронизан эпизодами, где Макс приглашает писателя к себе в дом, знакомит с детьми и женой, выручает из трудных ситуаций и ходит на рыбалку. Может, в этом и секрет успеха Макса, как редактора: он знает, что автор имеет в виду, и помогает ему «выудить» мысль на поверхность, оставляя позади океаны слов.

Действие происходит в пору Великой Депрессии, атмосфера которой передана через непрекращающийся дождь, под которым безнадежные толпы безработных  стоят в бесконечных очередях, на которые с отчаянием обращает внимание Вулф.  Это время с приставкой «без», но именно из безысходности выходили классики литературы «потерянного поколения». Цветопись в кинокартине тоже атмосферная: приглушенные тона, темная гамма цветов, серый и черный — доминирующие. Такие искусно подобранные декорации  дают зрителю сконцентрироваться на блестящей актерской игре, которая полностью отразила образы. Мимика, жесты, крупные планы на выразительных лицах – все это больше театрально, чем кинематографично. Для кого – то – минус, для кого – то – изюминка, но даже если работа Грэндэйджа – спектакль, он смотрится на одном дыхании. Например, актерская игра Джуд Лоу могла показаться слишком эксцентричной: его поведение за столом у семьи Перкинса кажется ненатуральным и наигранно экспрессивным. Поэтому тем, кто не любит театр за гротескную эмоциональность, возможно, не понравится такая диффузия кино и спектакля.

Без сомнения, режиссеру удалось отобразить тяжелый и неблагодарный труд редактора, без которого сложно представить качественную книгу. Приятно, что героем фильма с большим бюджетом и «звездным» актерским составом в кои — то веке стал не супермен, а представитель незаметной, но очень важной профессии. Кроме того, этот труд воспет красиво: тщательно подобраны костюмы, прекрасная съемка, выигрышные, яркие места, подчеркнувшие время и настроение. Фильм может не понравиться и вызвать возражения, однако он точно не оставит вас равнодушным любителем попкорна, который присел на пару часов, что бы его отведать.

Автор: Мария Шумская

comments powered by HyperComments