You are here
Home > Театр > «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон»

«Казанова, или Путешествие в «Икосамерон»

19 мая в московском «Театре Луны» состоялась премьера спектакля «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон» по пьесе (и в постановке) художественного руководителя театра, Сергея Проханова.

«У Казановы репутация развратника, бабника и ловеласа. Отчасти это справедливо, но нельзя забывать, что он был личностью вселенского масштаба: Казанова отличался высоким интеллектом, никогда не останавливался на пути саморазвития, тяготел к наукам и постоянно раскрывал в себе новые таланты. Этот незаурядный человек с богатым внутренним миром давно меня интересовал, и я решился написать о нем пьесу. Но в итоге, как мне кажется, получилась история не только о Казанове, но и о любом из нас, о стремлении постигнуть секрет вечной молодости», — говорит режиссер. Сложно не согласиться, ведь за нарицательным именем «казанова» скрывается легенда и фетиш мировой культуры: ему посвящены романы Р. Олдингтона, пьесы А. Шницлера, М. Цветаевой, В. Коркия, эссе С. Цвейга и Ф. Марсо; его неоднократно играли в кино актеры первой величины (Хит Леджер, «Казанова», 2005, Ален Делон «Возвращение Казановы»,1992, Ричард Чемберлен «Казанова», 1987 и т.д.). Этот образ не теряет актуальности, а лишь приобретает славу, поэтому финал драмы Проханова происходит не на подмостках, а в зале, где Казанова уверенно движется в вечность, оживая в нашем сознании новым и ярким воплощением.

Сюжет спектакля очень динамичен и построен на контрастах: 57-летний Казанова решает поселиться в провинции у своего бывшего слуги, чтобы дописать свой роман о фантастической стране Икосамерон, где ирреальные существа приоткрывают завесу над сакральным знанием бытия. Плотское начало философа берет свое, и круговерть любовных интриг снова затягивает Казанову. Но его глубокий ум понимает издевку судьбы, ведь герой-любовник неизбежно стареет, а загадка неиссякаемой молодости еще не разгадана. Он влюбляется в таинственную незнакомку неземной красоты, и чувствует, что она знает, как ему помочь. В то же время агент католической церкви поручает ему найти и рассекретить орден Розенкрейцеров, иначе ему, как беглому заключенному, никогда не вернуться на родину. Казанова убеждается, что его возлюбленная и есть член ордена Розы и Креста, но давно распят на ее шипах.

Параллельно раскрывается история отрицательного героя – аббата, который шантажирует Казанову. По закону католической церкви духовное лицо не имеет права заводить детей, и свою дочь он отдал на воспитание поселянам. Девочка выросла без семьи и захотела сама создать ее не с кем иным, как с Казановой, которого пленяет молодость и наивность девушки. Отец, узнав об этом, жестоко мстит соблазнителю. Казанове грозит расправа…

Нетрудно догадаться, почему авантюрист и любовных дел мастер стал героем и нашего времени: такая зрелищная биография просто создана для театра. Но Проханов идет не к эффекту, а сквозь него к более высокой и фундаментальной идее. Фантастика в спектакле – лишь метод, а не тема или замысел. Герой находит способ вечно жить на Земле, а не в Икосамероне, способ, доступный каждому. Он освобождает свою прекрасную незнакомку от ига деспотичного брата (героя, который символизирует фанатический эскапизм) и дарит ей обыкновенное, но истинное женское счастье. Сам Казанова тоже освобождается от химер, решительно отвергая предложение Екатерины Второй возглавить экспедицию в поисках вечной молодости.

На протяжении всего спектакля его бросает из России в Италию, из мистицизма в цинизм, от девушки к женщине, и его похождения, как шторм во время венецианского карнавала: слетают маски, задираются подолы, а люди теряют друг друга и равновесие. В этом калейдоскопе так легко узнать выжатый и сцеженный окружающий мир, в котором каждый из нас – Казанова с жаждой открытий, приключений и любви. Творческому коллективу театра удалось понять великого мира сего, как маленького человека, со всеми его «тараканами», и поделиться этим пониманием с публикой.

Композиция постановки сложна, но уместна: спектакль в спектакле (актер и режиссер читают пьесу Казановы и представляют, как ее сыграть, именно этот полет фантазии – основная линия повествования), роман в пьесе (Казанова пишет роман, и отдельные выдержки из него визуализируются на сцене). Благодаря ей можно было провести антитезу между реальностью и вымыслом (Икосамероном и настоящим миром) и заставить героя разрываться между этими двумя полюсами, как на дыбе. Таким образом, Проханов показал драму не столько даже исторического персонажа Джакомо Казановы, а его внутреннего человека, которого восстановил по крупицам из сохранившихся документальных свидетельств и с помощью чуткой интуиции художника.

На главную роль режиссер выбрал актера Александра Пескова, известного по своим комедийным ролям в популярных «лунных» спектаклях «Жена на бис» и «Рубиновый вторник» в постановке Павла Урсула. Главную женскую роль получила звезда «Театра Луны» Елена Кондулайнен, которая исполнит роль Екатерины Великой. В спектакле также заняты ведущие актеры театра Елена Захарова, Анна Терехова, Максим Щеголев, Олег Марусев, Михаил Полосухин, Светлана Фролова, Евгения Евчина, Дарья Цыпляева и многие другие. В спектакле заняты и юные воспитанники детского театрального центра «Маленькая Луна».
Следующий спектакль пройдет 31 мая в большом зале Театра Луны.
Автор: Мария Шумская

comments powered by HyperComments