Вы здесь
Главная > Около > Жизнь под тонким слоем краски

Жизнь под тонким слоем краски

Существуют счастливчики, от природы наделенные уникальными творческими способностями: талантливые писатели, художники и музыканты. Говорят, их при рождении поцеловал ангел. Встречаются, однако, на удивление нерасторопные ангелы… Такой, наверное, и достался Винсенту Ван Гогу — он открыл в себе талант живописца лишь в зрелом возрасте. «Ангельский поцелуй» — неожиданно возникшая потребность писать картины — заставили Ван Гога изменить привычный жизненный уклад: бросить респектабельную работу в торгово-художественном доме и отправиться на поиски яркий впечатлений как источника вдохновения. Однако он нашел нищету, одиночество и – самое невыносимое! — ранящее до боли непонимание, неприятие его произведений со стороны окружающих. В результате привычное здравомыслие художника сменилось бешеными выходками и приступами меланхолии. Поздно обретенный дар разрушил жизнь Ван Гога и в конце концов привел его к трагической гибели. Знал бы он, что годы спустя его «странные» картины назовут гениальными, а его самого – величайшим мастером импрессионизма!

VanGogh-8

Именно ему, неповторимому и талантливому, посвящена выставка «Ван Гог — Живые полотна», которая открылась 15 апреля 2016 г. в первом проекционном музее Санкт-Петербурга. Когда-то братья Люмьер, движимые благородной мечтой осчастливить человечество, подарили людям великолепное зрелище – кинематограф. Сегодня создатели креативного пространства с одноименным названием придали концепции «живых картин» новый, по-своему оригинальный смысл. При помощи огромных экранов, высококачественных проекторов и идеально подобранного звукового сопровождения «Люмьер-холл» делает невероятное: изначально статичное искусство живописи обретает динамику, позволяя зрителям буквально почувствовать себя внутри картины. Итак, последний проект креативного пространства дает возможность увидеть реализацию этой захватывающей идеи через творчество Винсента Ван Гога. Ради этого стоит отправиться на прогулку по мрачноватому району Обводного канала!

Креативное пространство встречает посетителей полумраком и классической музыкой. Как известно, «Люмьер-холл» состоит из нескольких зон: собственно зона «живых картин», зона релаксации, зона творчества, где каждый может попробовать себя в качестве художника, зона кафе и, наконец, зона, также посвященная работам Ван Гога, которая находится на верхнем уровне. «Желаете вначале прогуляться или сразу ознакомиться с выставкой?» — приветливо спрашивает кассир. Конечно, в первую очередь всем хочется увидеть «живые картины». Путь к ним лежит сквозь узкий коридор без единого источника света. «Это для медитации, для того, чтобы вы настроились на восприятие искусства», — поясняет слегка удивленным людям дружелюбная сотрудница. Не уверена, что задумка сработала как нужно: когда абсолютная тьма окутывает со всех сторон, когда глаза ничего не видят, как слепые, чувствуешь себя напряженным и потерянным. Какое уж тут медитативное расслабление! Несмотря на это, экспозиция впечатляет с первого взгляда.

VanGogh-7-2

В первую очередь, внушает уважение ее масштаб: разнообразные наброски, портреты, пейзажи и натюрморты органично перемежаются с биографической информацией. Получается почти часовое представление. Хронологически оно разделено на пять этапов, что позволяет всесторонне проследить творческий путь Ван Гога, развитие его мастерства, темы и сюжеты, в разное время занимавшее ум и сердце художника.

Одной из ключевых особенностей Ван Гога-живописца, наверное, является удивительная «полнокровность», трехмерность его работ. Писал ли он фрукты и цветы, или виды тех мест, где бывал, или животных и людей – его произведения, отличающиеся яркими, сочными красками и необычным построением перспективы, всегда дышали жизнью. В проекте «Ван Гог — Живые полотна» этот эффект многократно усиливается за счет компьютерной графики и других технических новшеств. И вот перед посетителями «Люмьер-холла», удобно утроившимися на пуфах, распускаются и отцветают нежные лепестки миндаля, лениво плещутся бирюзовые волны, горят в ночном небе лимонные звезды… Невольно думается: нет, это не созданные человеком при помощи кисти и краски произведения искусства, это жизнь, реальная жизнь! Например, смотришь на воспроизведенные проектором «Красные виноградники в Арле», и кажется, что веет медовым ароматом трав и жирной плодородной почвы, слышится непрерывное жужжание пчел и шмелей, ощущается на лице мягкий жар закатного солнца. Неповторимое чувство, в котором есть что-то и от благоговения, и от страха.

Это чувство не оставляет посетителей экспозиции и после того, как они покидают гостеприимные стены «Люмьер-холла». А на улице одновременно пригревает солнце и дует ледяной ветер – типичный весенний день в городе на Неве, чудесный в своем противоречии. Такая тревожно-капризная погода Петербурга настойчиво возвращает нас к размышлениям об увиденной выставке, о судьбе Ван Гога как творца. Ожившие полотна помогают более остро осознать драматическое противоречие тяжелой, порой доходившей до отчаяния, неприкаянной жизни художника и его картин, наполненных светом и оптимизмом. Ни один ценитель импрессионизма не сможет пройти мимо этого проекта! А для тех, кто не считает себя любителем этого направления живописи, «Ван Гог — Живые полотна» – эксперимент, позволяющий будто бы чудом оказаться внутри его картин. Рискните, может быть, вам понравится?

Текст Анна Анашкина

Фотографии предоставлены пресс-службой “Люмьер-Холл”

VanGogh-1

comments powered by HyperComments