You are here
Home > Кино > Повесть о современном Шарикове

Повесть о современном Шарикове

Фильм «Преступник», Ариэль Вромен, Кевин Костнер, Райан Рейнольдс, Гарри Олдмен, Томми Ли Джонс.

Талантливый хакер по прозвищу Голландец (Майкл Питт) получает доступ к секретным кодам программы управления ядерным оружием США. Его отслеживает агент ЦРУ Поуп (Райан Рейнолдс), который погибает жутковатой смертью в схватке с международным авантюристом и олигархом Хеймбалом (Хорди Молья), желающим завладеть кодами доступа к грозному американскому оружию. Вместе с Поупом погибает и важнейшая информация, без которой поймать Голландца невозможно. Глава лондонского штаба ЦРУ Квакер (Гарри Олдман) видит только один выход из ситуации — с помощью ДНК Поупа внедрить память умершего агента в мозг живого человека. По уверению нейрохирурга Франкса ( Томми Ли Джонс) воспринять память Поупа по медицинским показаниям может единственный рецепиент — сумасшедший серийный убийца по имени Джерико (Кевин Костнер).

Что получилось из этой полуфантастической истории можно увидеть начиная с 14 апреля, когда фильм «Преступник» выйдет на российский широкий экран.

Жанрово картина весьма многофигурна: начавшись, как обычная тошнотворная «стрелялка» для мальчиков, она постепенно переходит в научную фантастику с элементами мелодрамы для девочек. Авторы сценария Дуглас Кук и Дэвид Уайсберг («Скала») уверяют, что времена, когда нейрохирурги начнут на массовой основе ковыряться в нашей памяти и сознании действительно не за горами. Возможно, что очень скоро человечество уже не сможет бесконтрольно носить в себе мысли, эмоции, знания. Увидеть же подобное ближайшее будущее можно пока, к счастью, только на экране.

Сценарный ход на поверку оказывается не слишком то оригинальным. Непонятно, почему внедрить память агента можно лишь звероподобному существу Джерико? Вероятно потому, что эта оказия дает шанс для дальнейшего весьма, впрочем, банального развития сюжета и характера главного героя. Но вот, что интересно: веком раньше авторов фильма о такой постановке вопроса задумался наш знаменитый писатель Михаил Булгаков. С трудом верится, что американские сценаристы вдохновлялись «Собачьим сердцем». Видимо, фабула просто оказалась «бродячей». Джерико крупно не повезло в детстве — из за травмы головы у него работает лишь одна половина мозга, а часть отвечающая за эмоции, в том числе любовь и человечность, отключена напрочь. Он мало чем отличается от животного, поскольку живет рефлексами и инстинктами и сидит на цепи то ли в тюрьме, то ли в психушке. Вот такому  диковатому созданию пересадили ДНК умного и сметливого агента ЦРУ. «Зверь» стал постепенно превращаться в человека.

Однако душевная булгаковская мысль о том, что собака все таки лучше человека, а посему пусть ею и остается, не укладывается в шаблоны американского кино. Вечный «телохранитель» Костнер волею сценаристов приводит своего Шарикова к неизменному, с самого начала фильма очень ожидаемому, «хэппи энду».  

Картина в принципе не отличается самобытностью образов и коллизий. Наркоманского вида Голландец, законопослушный доктор Франкс, воздушная, как мечта Джилл Поуп (Галь Гадот), безжалостный Квакер, эволюционирующий Джерико предсказуемы, как детская сказка. Сложно сообразить, чем вообще, кроме фантастической сюжетной канвы  авторы фильма собирались зацепить зрительское внимание. Многие душевные и поведенческие моменты героев предугадываются с первых же кадров. Иные же явно упущены.

Так, Голландец, не сумев договориться с американцами, кидается аки Сноуден в российское посольство. Правда, до встречи с российскими заинтересованными лицами так и не дошло, но зритель узнал, что по улицам Лондона косяками гуляют русские фсбэшники, а их коллеги из ЦРУ буднично замечают: «А, это Ахметов из ФСБ с ними». Действительно, ну подумаешь, пусть себе ходит, авось пригодится.

Зато даже самый несведующий спрашивает себя: отчего же при всем мощном развитии технологий слежения не был чипирован грозный преступник Джерико, за которым пришлось, потея, гоняться по городу сотрудникам ЦРУ, когда он сбежал от них, не мудрствуя лукаво? Память, выходит, пересадили, а вот обычный чип не смогли?

О развитии отношений Джерико и Джилл с их кошмарной первой встречи до идиллии на пляже не догадается только ребенок, да и то вряд ли. Не составляет труда додуматься и до простой мысли, что Шариков — Костнер, как обычно спасет мир, даже если для этого нужно смешно кокнуть агента Руизу (Амори Ноласко) по голове горшком с кактусом. Кстати, сама агент Руиза тоже вызывает усмешку своей типологической неизменностью для подобного рода экшена — красивая стройная дамочка с холодным зверским взглядом, в облегающем кожаном костюме, с пистолетом в вытянутых руках — сколько их бродит по просторам голливудских павильонов!

Похвастать интересными актерскими работами фильм тоже не умеет. Замечательный Томми Ли Джонс сыграл, наверное, самую плоскую роль в своей карьере. Его немногословному герою очень далеко до язвительности и глубочайшей интеллигентности своего коллеги — профессора Преображенского. Взгляд побитой собаки- вот все, что мог позволить себе актер, играющий человека, над которым довлеют государственные интересы. Впрочем, нельзя не восхититься артистом, умеющим одним крошечным штрихом показать судьбу и характер персонажа в условиях полной аскетичности роли.

Все остальные герои настолько вторичны и клишированы, что их не спасают громкие актерские имена. Невольно задумаешься: для чего им это нужно? Стареющая голливудская гвардия решила подзаработать или на самом деле считает эти роли достойными своих высоких званий и наград?

Хотя, будем откровенны: в фильме помимо ожидаемого счастливого разрешения событий все таки есть неожиданный «ход конем», без коего ни один сценарий Нового Света просто не конкурентоспособен. Не станем спойлерить, ведь должно же остаться хоть что нибудь, что может удивить зрителя, забредшего на англоамериканскую картину «Преступник».

Текст Дарья Евдочук

61ba4a87-56fa-412a-b146-414f5937387b

comments powered by HyperComments