Нам нужен Иосиф Бродский

«... И скажу, как называются созвездья.».

И. Бродский

Перформанс «Бродский. Стихи», Иосиф Бродский, Андрей Родионов, Павел Михайлов.

Созвездия вполне могли бы носить его имя, поскольку стихотворения этого поэта, в каком порядке их не расставь, всегда собираются в сверкающие плеяды. В ушедшем году литературный мир отметил семьдесят пятый юбилей Иосифа Бродского. К майскому дню его рождения «Фонд создания музея Иосифа Бродского (СПб) совместно с актерами московских театров «.DOC» и «Практика» и поэтом Андреем Родионовым сочинили лиричную композицию с незамысловатым названием «Бродский. Стихи».

Успешно покочевав в течение юбилейного года по московским клубам и сценам, перформанс к Рождеству 2016 приобрел несколько иной окрас, приблизил свою атмосферу к уютной поэтике заснеженных городских кварталов, к меланхолии летящих хлопьев снега. Организатор и вдохновитель представления Павел Михайлов, поэт Андрей Родионов, актеры Григорий Перель, Марина Бойко, Ксения Орлова, Валентин Самохин, Елена Махова, Алексей Крижевский отыскали в наследии поэта стихи с упоминанием зимы, снега, пурги, Рождества и в последний день января устроили чудесную, неспешную, вдумчивую читку в джаз-клубе Алексея Козлова.

Трудно найти место более подходящее для декламации стихов человека, которому прошлый век приписал «джазовое сознание». Отвечая на вопрос Е. Петрушевской, Бродский сказал о джазе:

«...он сделал нас, раскрепостил. Даже не знаю, сам ли джаз...или...более — идея джаза».

Как истинный шестидесятник, мечтательный бунтарь - философ, Бродский ценил и понимал эту музыку «холодного сопротивления, иронии, отстранения...» (И. Бродский). Оттого его поэзия отлично прочитывается в неустойчивых ритмах джаза.

IMG_7911

Итак, концептуально создатели юбилейного действа обратились к лирике зимы и Рождества, что само по себе предполагает состояние волшебства и праздника. Бродский это умел: его стихи о рождении святого младенца укладываются в большой романтический цикл, из коего «В Рождество все немного волхвы» - не только самое знаменитое, но и более всего свойственное поэтике автора. Разлить по залу настроение зимы нашего детства, где «булки фонарей и пышки крыш» (Б. Пастернак), узоры на окнах, запах хвои и мандаринов, сочетать его с музыкой, сумеречной синевой света, проследить актуальность и непростую простоту стиха самобытнейшего из поэтов современности авторам и исполнителям без сомнения удалось.

Наверное потому, что поэзия Бродского имеет яркое мужское начало декламация его произведений представителями сильного пола выглядит наиболее естественной. Григорий Перель мастерски поставленным голосом, звучной дикцией, скупыми жестами, заложил в общий чтецкий ход ту внятность и основательность, от которой кристальная ясность стихотворного слога становится почти рельефной на ощупь. Валентин Самохин добавил этой мужественности исполнения каплю минора и плавности. Оба чтеца словно выстроили стержень повествования, к которому можно было крепить сильные эмоции, душевные рефлексии и колебания.

IMG_8205

Девичье прочтение Бродского украсилось легким надрывом, речитативным пониманием его стиха, полупением, полурыданием. Этот игровой декаданс, напоминающий утонувшие в табачном дыму мелодекламации в «Бродячей собаке» начала прошлого века, предполагает весьма личностное представление о творчестве знаменитого стихотворца. Деловой и всегда будто куда то шагающий Иосиф Александрович и сам любил прочесть свой стих отстраненно - нараспев, но все же без упадочнических ноток внутри. Тем не менее, ауре парящего в воздухе поэзии Бродского тихого прочувствованного пессимизма такое исполнение оказалось вовсе не чуждо.

IMG_8175

Как и электронная музыка диджея Olia Cricova. Элегичный аудиоряд композиции наполнен звуками природы, криками чаек, плеском волны и психоделическим жизнеощущением. Все это несомненно присутствует в поэзии Бродского, в полной мере ей органично, но почему то хотелось джаза. Его импровизационное нутро так точно пульсирует в такт со строкой поэта, что представляется самым непринужденным сопровождением каждого обращения к наследию И. Бродского.

И все таки картинка сложилась — стилистически выдержанная, в размеренных тактах, в субъективном авторском подходе. Юбилейные торжества позади, но талантливые строки нобелевского лауреата никогда не перестанут тревожить умы и сердца. Перформанс «Бродский. Стихи» продолжает свое существование в рамках творческих вечеров, клубных и концертных мероприятий и приглашает прикоснуться к бессмертному потоку «части речи» великого поэта.

Текст Дарья Евдочук

Фотограф - Нина Архипова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения