You are here
Home > Театр > Не ходил бы ты, Санек, во солдаты

Не ходил бы ты, Санек, во солдаты

Премьера спектакля «Саша, вынеси мусор», Наталья Ворожбит, театральный центр им. В. Мейерхольда, Москва.

На сцене ЦИМа состоялась премьера спектакля по пьесе известного украинского и российского автора Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор».  Молодой драматург, чьи пьесы ставятся не только в России, но и за рубежом, относит себя к волне «новой драмы», разговаривает со зрителем на очень современном языке и не чурается экспериментов. И в этом смысле ее пьесам самое место в залах центра им. Мейерхольда — настоящей лаборатории для экспериментаторов и новаторов театрального дела.

meN78bsZk7w

Очень мирное, с многочисленными бытовыми подробностями повествование о жизни обычного киевского семейства внезапно превращается в жесткое противостояние любой войне, высказанное уверенными в своей правоте слабыми женщинами.

От некогда полной и благополучной семьи остались только двое — мать и дочь. Их глава, красивый и сильный полковник украинской армии еще до всяких военных действий скоропостижно скончался от сердечной недостаточности. Катя (Светлана Иванова — Сергеева) и Оксана (Инна Сухорецкая)  готовятся к поминкам, бесконечно вспоминая Сашу (Александр Усердин), с обязательным бабьим отчаянием и наивной надеждой уговаривая его вернуться.

Проходит время. Оксана рожает сына Колю. Каждый год они с Катей навещают мужа и отчима Сашу на кладбище. Обе женщины все еще живут разговорами с ним и о нем, памятью об их по настоящему счастливой прошлой жизни.

jBd_wg0OZks

В 2014 году начинается война — самая непостижимая и до сих пор непонятная — кто против кого и, главное, почему сражается? На пороге появляется Саша и заявляет, что он, присягнувший украинскому народу,  должен уйти защищать Родину. Но в этот момент женщины, так яростно жаждавшие чуда возвращения, принимают совершенно неожиданное для Саши решение.

Спектакль режиссера Виктора Рыжакова сосредоточен и собран, как сжатая пружина. Его начало тонет в некоторой монотонности разговоров, повторяющихся в них тем, но не теряет внимательного напряжения. Оно рождается сразу же, при входе, у накрытого к поминкам стола, когда еще ничего не ясно, но уже хочется получить ответ. К концу действие «выстреливает» и бьет наотмашь, до слез, хотя для этого не потребовалось никакой особенной активности персонажей и никаких сценографических ухищрений. Сценография как раз предельно скупа. Кроме стола, оставшегося за пределами сцены, на узком ее поребрике нет более ничего. Актеры ютятся на краю, прижимаясь к кирпичной стене, на которой тенями добавлены недостающие элементы декораций и в ритме печатной машинки пишутся необходимые ремарки и пояснения.

IighzdkSbAk

При такой лаконичности изобразительного ряда и острой физической приближенности к зрителям требуется особое актерское обаяние и выразительность. Пьеса похожа на рассказ: в ней больше говорят, чем действуют, потому умение преподнести текст живо, отчетливо, с нужной мерой драматизма здесь особо востребовано. Спектакль абсолютно актерский,  весьма удавшийся в проникновенности и безупречной органике всех исполнителей.

Наталья Ворожбит увидела войну через призму внутреннего женского с ней несогласия, безоглядной с ней непримиримостью, колдовского бабьего умения воевать не оружием, а чувством и словом. В пьесе нет обычного для войны привкуса пафоса, нет даже ни малейшего намека на политические пристрастия автора или персонажей. Ее война безлика, она одна общая для всех беда, и с точки зрения женщины ее не должно быть, даже если для этого нужно пожертвовать чудом. Некоторая чертовщинка, «невозможное возможно» на удивление естественно растворяются в пространстве пьесы и лишь слегка добавляют ей нечто инфернальное, гоголевское, свойственное малороссийской эстетике.

Автор мастерски и щедро насытила произведение определенными украинскими метками — тут и Оксана, и цибулька, и сало, и лОжить, и сбылося. В разговорах и занятиях героинь явственно проглядывает их  довольно просторечное происхождение. Московские актрисы вполне резонно не стали «включать» киевский говорок. Они эмоционально точно сыграли очень обычных людей в очень обычной повседневности вне времени и географии.

О месте действия — Украине, об ее всепримиряющем гостеприимстве и радушии напомнили лишь в конце, когда каждый зритель получил при выходе вкуснейший свежайший пирожок как символ мира, тепла и домашнего уюта.

Текст Дарья Евдочук

comments powered by HyperComments