Пластическое «сольфеджио» легендарного Этьена Декру: лучше один раз увидеть

«Tour Eiffel», «гамма», «акс», «фондю» — непосвященному было бы трудно определить, какая тема может объединять эти слова. Все это — термины в системе тренинга Этьена Декру, реформатора европейского театра, пришедшего к идее первичности «телесной речи» актера. О технике Декру в России кое-что можно прочитать и практически ничего — увидеть. Мастер-класс Анны Белич — это уникальная возможность познакомиться с основами техники не только на словах, но и «на теле», то есть кинестетически (мышечным чувством) ощутить принципы работы в пластическом тренинге.

IMG_0002k12

Анна Белич закончила СПбГАТИ по индивидуальному плану (актерско- режиссерская программа, руководитель В.С. Голиков). В России брала уроки у хореографа Натальи Волковой. Пластическое образование получила во Франции: Парижская Школа драматической пластики (Ecole de Mime Corporel Dramatique de Paris; техника Декру). Педагогами Белич были последние и лучшие ученики Декру — Коринн Сум и Стивен Вэссон, которые уже более тридцати лет руководят театром и школой, развивая традиции Декру. Обучалась также в Парижском центре хореографических искусств (Centre des Arts Choregraphiques de Paris; техника Князева, т.н. «палка на полу»). Стажировалась в Театре дю Солей (Париж) у Арианы Мнушкиной. Осуществила более сорока постановок, многие из которых созданы в сотрудничестве с русскими и зарубежными режиссерами драматического театра.

Практическую половину мастер-класса Анны Белич поделила на две части: экзерсис Декру и упражнения из тренинга Театра дю Солей.

Экзерсис Декру на середине зала называется «гамма» — последовательность усложняющихся элементов (аксов), логично вытекающих один из другого (принцип классического экзерсиса). Приоритетные позиции ног: свободная первая, вторая и четвертая (кстати, базовая классическая подготовка обязательна при поступлении в школу Декру). Корпус строго держит ось, как в классике, спина жестко закреплена, при этом тело тренируется таким образом, чтобы оно могло двигаться как на шарнирах, то есть поворачиваться и отклоняться относительно какой-либо выбранной точки: на шее, груди, корпусе, соединенных пятках и т.д. IMG_000612При жестко закрепленной вертикальной оси (в отличие от контемпорари), складывается впечатление несколько механистического движения, но именно таким образом достигается артикуляция элементов пластического текста в этой технике. «Тour Eiffel» по первой позиции, например, — это элемент, создаваемый путем отклонения вертикальной оси тела вправо или влево. В одном из упражнений экзерсиса пространство по вертикали делится на три уровня: верхний (рука вытянута по диагонали вверх); средний, уровень воды (рука раскрыта на вторую позицию ладонью вниз); нижний (по диагонали вниз). Особое внимание на мастер-классе было уделено пластическим выразительным средствам, о которых Декру пишет в своей статье «Обучение» (1944 г.): «Актер, который хочет правильно вести основное действие и не отвлекать публику от текста, может пользоваться четырьмя средствами: 1) из частей тела — корпусом; 2) из темпов движения — главным; 3) позой — больше, чем жестом, и даже больше, чем движением; 4) из действий — ходьбой». Один из ключевых принципов организации пластического текста — ракурс на 45 градусов, пришедший в систему Декру под влиянием кинематографа, наряду с приемами моделирования времени и пространства, принципами монтажа и крупного плана.

Исполнение экзерсиса, своеобразного пластического «сольфеджио» Декру, всегда требует работы мысли и воображения актера, только в этом случае форма обретает полноценное воплощение.

В списке учеников и последователей Декру — имена многих известных режиссеров и хореографов, определивших развитие мирового театра второй половины ХХ века. Среди них Джорджо Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук, Дарио Фо, Морис Бежар, а также Ариана Мнушкина, с 1964 года возглавляющая парижский Театр дю Солей.

Система Декру и актерская технология Театра дю Солей имеют много общих базовых принципов. Так, внимание актера с «что я делаю» смещается на «что я хочу делать». Причем, «хочу» и «делать» в сценическом действии, поясняет Анна Белич, абсолютно неразрывны. Это волевой импульс, включающий намерение действовать в направлении к конкретной цели. Еще один важный принцип: «сначала вы видите движение в голове, а потом его делаете!» Если вы начали двигаться, не проделав необходимую внутреннюю работу, то вы транслируете со сцены пустоту. Также, очень важно, что Театр дю Солей верен традициям театра масок, от commedia dell'arte до театра Но, и поэтому актерская техника не должна носить свойства психологического, реалистического, натуралистического или бытового характера.

IMG_0026k12

Упражнения из тренинга Театра дю Солей были нацелены на раскрытие потенциала актера, его скрытых возможностей. Одно из упражнений выполнялось с закрытыми глазами. Его цель — ансамблевое взаимодействие актеров в конкретном пространстве. В другом этюде несколько человек должны были вместе создать образ, интонируя освоенные на мастер-классе простые лексические элементы в характере предложенного музыкального фрагмента. Упражнение на импровизацию также было коллективным: трое человек встают в треугольник на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Одна из «вершин» треугольника начинает импровизацию (под музыку или без), а остальные должны в точности и одновременно повторять движения ведущего, затем лидерство передается другому. Во всех упражнениях очень важны чувство ансамбля, умение моделировать пространство и создавать образ через пластику, а также выражать сценическое действие через движение.

Мастер-класс Анны Белич позволил прикоснуться к интереснейшей своеобразной системе пластического воспитания актера — школе Декру, которая не представлена в России, но, несомненно, представляет интерес и может быть полезной как для актеров, так и для хореографов.

Текст: А.Баркова Фото предоставлены пресс-службой театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения