Эймунтас Някрошюс отодвигает горизонт

Эймунтас Някрошюс: «Я не держусь за жизнь и не отпускаю ее. Но я по-прежнему могу сжать кулак. Знаете, как в древней медицине проверялось, будет ли человек жить, остались у него еще силы или нет? Ему говорили: сожми мою руку».

P1rXloGcrZ4

На следующий день после московской премьеры «Бориса Годунова», в рамках Театральной Медиатеки «Гоголь-центра» прошел эксклюзивный показ документального фильма Аудрониса Люга «Эймунтас Някрошюс: раздвигая горизонты». Проект действительно уникальный, потому что впервые предоставляет зрителю возможность заглянуть в «святая святых», в творческую мастерскую великого мастера на самом болезненном, мучительном и прекрасном этапе – накануне рождения спектакля. «Он позволил делать съемки на такой стадии работы, на которой обычно даже не позволяет никому заходить на репетиции», - говорит режиссер фильма Аудронис Люг.

Аудронис – театральный критик и художественный руководитель Национального театра Литвы, близкий друг Някрошюса вот уже двадцать лет. «Hoc opus, hic labor est» («Вот это подвиг, вот это труд». Вергилий) – девиз театра Олимпико (Италия. Винченца), в котором проходили съемки, не случайно выбран Люгом в качестве эпиграфа к фильму. Люг как бы раздвигает перед нами границы не только театральных кулис, но границы личности художника, вскрывая то, что не на поверхности: сомнения, усталость, боль и, главное – тяжелый каждодневный труд, благодаря которому рождается та легкость, музыкальность и поразительная эмоциональная, пластическая, ритмическая достоверность спектаклей Някрошюса.

3NjCRypATdk

Марина Давыдова: «Някрошюса как-то принято определять, как очень визуального, образного режиссера. Но когда я смотрела фильм, мне стало совершенно ясно, что он настолько же визуальный, насколько тактильный. И это очень важно, что сахар – не белый, а шершавый, а лед холодный, а что-то острое, а что-то горячее. Театр вообще - очень тактильное искусство, и это стало абсолютно очевидно именно в спектаклях Някрошюса. Когда смотришь его спектакли, ты как будто их наощупь чувствуешь. В них вся совокупность человеческих чувств. И фильм это очень хорошо выявляет».

Перевод названия фильма на русский звучит так: «Раздвигая горизонты», что, по мнению Люга, не совсем точно отражает заложенный смысл: «Раздвинуть горизонт – это, конечно, больше про творческие мучения, поиск, но здесь имеется в виду скорее «отодвинуть» горизонт. Горизонт в этом смысле есть конец человеческой жизни. Смысл фильма о Някрошюсе – это работа, которая позволяет художнику отодвинуть горизонт».

Текст: Е. Белова  Фото предоставлены пресс-службой театра   

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения