You are here
Home > Кино > Оно того стоит? // «Прогулка», Роберт Земекис

Оно того стоит? // «Прогулка», Роберт Земекис

«Прогулка» начинается правильно. Джозеф Гордон-Левитт в образе Филиппа Пети смотрит в камеру и говорит: «Зачем? Зачем я это делаю? Меня все это спрашивают». И правда — зачем? Отчего человек решает натянуть канат через башни-близнецы и пройтись по нему? На месте не сидится? Да и зачем люди подвергают себя подобному риску? Герой отвечает на этот вопрос в самом начале, но главная ценность картины — прочувствовать ответ в финале, в той самой сцене, ради которой все затевалось. 

Правда, сначала придется пройти через первые две трети фильма. Сначала резаные флешбэки в детство в Париже, затем ненужная и оттого неестественная любовная линия. Но лучше не становится. В фильмах про друзей Оушена перед главным ограблением герои готовятся, перекидываются шутками и играют харизмой. Земекиса хватило на монтаж нелепого «шпионства» отважного француза и сбор команды, откуда запомнится разве что торчок. Казалось бы, Бен Кингсли должен хоть как-то уравновесить сюжетные недостатки, но нет: ветеран снова играет «на автомате» и разве что под конец просыпается.

К последней трети Кингсли уже стирается из общего впечатления. Последние полчаса или час фильма оправдывают не только первую половину картины — чего уж там! — за нее прощаешь и уродливых детей «Полярного экспресса» и надоедливые полеты «Рождественской истории». Десятилетнее творчество режиссера (кроме «Экипажа») смотрится нелепым, невкусным, но милым первым пирожком гения выпечки, на котором отточились руки. «Прогулка», в общем-то, фильм одной сцены. Но какой! С каждым шажком героя по тросу сжимается сердце, музыка, ранее радовавшаяся только лицензиями, попадает прямо в точку. Только не падай! Гордон-Левитт выдает точно рассчитанный сплав страха, уверенности, радости, покоя. Его героя поддерживаешь, веришь в него, понимаешь… Только не падай! Полюбились уже и башни-близнецы, и вид на утренний Нью-Йорк, и глупые полицейские, которые мешают… Только держись! В общем, взрыв эмоций. А дело в опыте Земекиса, который, кажется, лучше всех наловчился снимать панорамные планы с движением, и в честной игре Гордона-Левитта.

Лучшая сцена в фильме длится то ли пять минут, то ли час, однако именно она помогает понять Филиппа Пети — ответ на вопрос «Зачем вы это делаете и рискуете жизнью?». Трюк француза больше не кажется странной, но эффектной выходкой, это нечто высшее — чудо, сам акт жизни. Ощущение легкости, катарсиса после опасности и напряжения. Достичь подобного чувства у зрителя — тяжелая задача. Последний раз нечто подобное можно было испытать при просмотре фильма «Гравитация». «Прогулку» можно представить тем же картиной Альфонсо Куарона, только космические приключения сузились до последних 40 минут, а до этого Сандра Баллок ходит вокруг ракеты и неудачно заигрывает с Джорджем Клуни.

Главный вопрос: стоит ли блестящий финал остальной части фильма? Да, стоит. Подобные ощущения от кино очень редки, а полноценный камбэк Роберта Земекиса дорогого стоит. В конце концов, перед исполнением любого трюка артисту необходима подготовка.

Текст: Дмитрий Лисовский

comments powered by HyperComments