You are here
Home > Без рубрики > «Иррациональный человек»: категорический императив Вуди Аллена

«Иррациональный человек»: категорический императив Вуди Аллена

Вуди Аллен, известный широкой публике своими интеллектуальными комедиями, обратился к драме и детективу. Новая работа 79-летнего режиссёра «Иррациональный человек», вышедшая в отечественный прокат 13 августа, за первый уик-энд собрала более 200 000$ и привлекла внимание почти 50 000 зрителей. Пожалуй, можно считать это неплохим результатом, учитывая, что фильм анонсирован как история о прозябающем в унынии и потерявшем смысл жизни профессоре философии.

«Иррациональный человек» — это своего рода лаборатория, в которой режиссёр и есть профессор философии, проводящий опыт над теориями Канта и Кьеркегора. «Значит, вы полагаете, любезный Иммануил, что максима человеческой воли может быть превыше закона?» – будто бы говорит Вуди Аллен. Что ж, давайте посмотрим, как этот принцип мог бы сработать в реальной жизни. Представим себе университетский городок в Род-Айленде во время летних занятий. Пусть туда приедет читать лекции опытный профессор, который уже повидал виды, который знает, что такое дружба, смерть, разочарование, любовь. Назовем его Эйб Лукас…

Условность происходящего в фильме сильно отразилась на привычном режиссерском стиле Вуди Аллена: эксцентричным и саркастическим диалогам пришлось уступить закадровым текстам, рассказывающим о переживаниях рефлексирующих персонажей.

«Иррациональный человек» наполнен как отсылками к фильмам самого Аллена периода 60-ых годов, так и к любимой им русской литературе. Пожалуй, Эйба, роль которого исполнил Хоакин Феникс, можно сравнить с Гоголевским Хлестаковым: еще до появления героя на кампусе, всем его обитателям становится известно о выдающемся уме, богатом жизненном опыте, пристрастии к алкоголю и успехами с женским полом. Этот романтический ареол настолько силен и притягателен, что одна из преподавательниц — Рита Ричард (сыгранная «королевой инди» Паркер Поузи) — ещё до знакомства с Эйбом мечтает сбежать с ним от мужа и тем спастись от своей скучной размеренной жизни. Даже то, что её герой оказывается обладателем внушительного брюшка, скверного характера и, в довершении всего, импотентом, не пошатывает планы. Она всеми силами старается «спасти» его от апатии, чтобы он, в свою очередь, «спас» её.

Студентка Джилл Поллард (Эмма Стоун) тоже очарована Эйбом. И хотя всем окружающим очевидно, что её дружба с ним больше похожа на роман, она упорно, хоть и не слишком убедительно, отрицает это.

Единственные люди, которые не поддаются чарам Эйба – родители Джилл с факультета музыки. Они находят его рассуждения красиво построенными, но совершенно пустыми по своей сути. Зная о любви режиссёра к музыке, не приходится сомневаться, что через этих персонажей он демонстрирует свое отношение к герою.

Сам же профессор Лукас настолько увяз в саморазрушении и потерял вкус к жизни, что равнодушен к ухаживаниям обеих женщин… До тех пор, пока во время очередной встречи с Джилл им случайно не удаётся подслушать горестный рассказ незнакомки о судье, который может несправедливо лишить ее ребёнка. Эйб понимает, что, будучи случайным свидетелем, он мог бы убить судью, избавив несчастную женщину от беды, и остаться вне подозрений. И этот шанс стать важным, стать выше закона, возвращает его к жизни. Кажется очевидным, что наш Хлестаков становится Родионом Раскольниковым, но это не совсем так. Эйбом движет не столько желание добиться справедливости для случайно встреченной женщины, сколько возможность совершить идеальное убийство и остаться безнаказанным. Здесь можно увидеть некоторую отсылку к фильму Хичкока «Незнакомцы в поезде».

Можно ли, опираясь на вышесказанное, заключить, что «Иррациональный человек» — хороший фильм? Несомненно, он хорошо сделан: многослоен, наполнен идеями и смыслами, которые развиваются по ходу действия, все развешанные ружья выстреливают. Можно ли сказать, что этот фильм интересный? К сожалению, нет. Несмотря на отлично подобранный актёрский состав и незаурядный сюжет, он ужасно скучен. Действия персонажей предсказуемы, мотивы очевидны, закадровый текст утомляет. Операторская работа тоже не впечатляет. Единственный запоминающийся момент: отражение целующихся Джилл и Эйба в кривом зеркале на ярмарке. Пожалуй, повод посмотреть «Иррациональный человек» — только Вуди Аллен.

Текст: Александр Шек

comments powered by HyperComments