Вторая жизнь редких экспонатов

В главном музее Санкт-Петербурга представили шедевры, которые вряд ли когда-нибудь смогли увидеть посетители, если бы не труд реставраторов. Более 250 редких экспонатов, принадлежащих к различным историческим эпохам. Многие были практически уничтожены и на их восстановление ушли долгие годы кропотливой и филигранной работы. Последний раз такая масштабная выставка в Эрмитаже открывалась более трех десятков лет назад.

Груда переломанных деревяшек – это всё, что осталось от царских  экипажей после блокадных бомбежек. Собрать кареты помогли инструменты 18 века! Изучив старинные стамески и рубанки, нынешние мастера разгадали секреты технологий прошлого.

 "Это все-таки парадная карета и она должна выглядеть парадно. Но в то же время мы должны постараться историю сохранить. Я думаю, что какие-то осколки мы будем оставлять", - говорит заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимир Градов.

Отечественные реставраторы само слово "реставрация" не любят. В переводе с латыни оно означает "восстанавливать". А надо сохранять все наслоения истории на предмете, чтобы в будущем ученые могли открывать его новые свойства, его тайны.

 "Возвращение памяти человечеству об утраченной цивилизации, в которой когда-то люди жили, как они думали, их изобразительное искусство, их литература", - говорит художник-реставратор лаборатории монументальной живописи Государственного Эрмитажа Елена Степанова.Каждый год из археологических экспедиций Елена и Артем Степановы привозят полусырые куски глины. Только их опытный глаз способен заметить на них следы настенной живописи. Нужны годы кропотливого труда, чтобы проявилась  такая роспись: VI век, Согдийская цивилизация. Ничего подобного нигде в мире больше нет."Задача реставратора, как у врача – не навредить. Сохранить, не привнести ничего своего, не сделать красиво, а сделать правильно", - рассказывает куратор выставки "Реставрация в Эрмитаже" Наталья Полевая.В Эрмитаже решили показать широкой публике работы своих реставраторов. Получилась выставка на несколько залов - 260 предметов, многие из которых почти никогда не выставляются, а некоторые уже давно стали символами музея.Несмотря на кажущуюся массивность, эти вазы очень хрупкие. Отвозить в лабораторию их нельзя. В таких случаях мастера приходят работать прямо на выставку. И если заглянуть за ширму, можно понаблюдать за их ювелирным трудом.В Эрмитаже 14 научно-реставрационных лабораторий. Здесь работают с вещами весом от нескольких тонн до сотых долей грамма. И если в мебельной мастерской в ходу инструменты 18 века, то в ювелирной – уже какие-то космические аппараты."Чуть больше 30 микрон — это в два раза тоньше человеческого волоса. Нельзя нагревать, нельзя мочить. Нам пришлось создать машину, которая сваривает именно такие тонкие вещи", - сообщил заведующий лабораторией научной реставрацией Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.Эти ювелирные украшения – кинематические заколки: порыв ветерка заставляет фигурку двигаться. Трудно поверить, что у дракона была сплющена голова, у Феникса оторваны крылья. На выставке под экспонатом всегда будет подпись, что-то вроде: предмет из коллекции Екатерины II, филигрань, Китай, 18 век. А вот имени реставратора не напишут - не принято.Выставка рассказывает о том, насколько изменились за последние годы возможности реставраторов. При нынешних технологиях они способны вернуть к жизни предмет, который практически превратился в прах. И при этом имена этих мастеров мало кому известны. Их работы почти всегда остаются за кадром. 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения