В отечественный прокат выходит «Сын» Арсения Гончукова: Фрейд бы это лайкнул!

Кинорежиссер Арсений Гончуков представил петербургской публике свой третий полнометражный фильм «Сын». Сыновья любовь - великая сила. Но что может любовь, когда ты должен содержать психически больную мать, а все родные от вас отвернулись?

Показ фильма «Сын» состоялся в рамках программы киноклуба «Синемафия» в культурном центре Лендок. Курирует киноклуб и презентует фильмы телеведущий канала «Санкт-Петербург» Андрей Смирнов, знакомый синефилам по авторской программе «Окно в кино». Клуб создан для знакомства петербургских зрителей с авторскими, фестивальными фильмами, которые, как правило, вызывают восхищение критиков, но не доходят до простого зрителя. На сеансах киноклуба вы можете не только увидеть киноновинки, но и пообщаться с их создателями. На показе фильма «Сын» присутствовали режиссер Арсений Гончуков и композитор Станислав Полеско.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф переживает не лучшие времена. И дело даже не в отсутствии финансирования, не в господстве безвкусицы, а в утрате надежды на светлое будущее. «Перемен!» - все еще требуют наши сердца, но в мире, где стабильность объявлена высшей ценностью, перемены невозможны. В фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» вышедшем в 1990 году, фильме без хэппи-энда, без положительных персонажей, всё искрилось надеждой, а главным лозунгом было клокочущее: «Гони чернуху!». И вот, спустя 15 лет, оказывается, что «чернуха» все же победила. Реальный мир не только видится художнику в черных тонах, но и требует от художника видеть его таковым. Хочешь снять фильм, который привлечет внимание критиков и сможет завоевать призы и награды на кинофестивалях? Сними драму, в которой убийство, идущее рука об руку с болезнью и нищетой, будет чем-то обыденным. Таков и «Сын» Арсения Гончукова, получивший гран-при XXII кинофестиваля «Окно в Европу» в номинации «Лучший полнометражный фильм».

Главную роль «сына» - Андрея в кинокартине исполнил Алексей Черных, который может быть известен вам по эпизодическим ролям в отечественных «ментовских» сериалах и по озвучке персонажей вселенной Marvel в таких фильмах как «Тор», «Мстители» и etc. Знакомимся мы с героем при экстравагантных обстоятельствах: он делает зарядку в зимнем парке на берегу водоема обнаженный по пояс. Следует отдать дань уважения мужеству всех актеров, принимавших участие в проекте: гонорар для актеров бюджетом фильма не был предусмотрен, 20000$ были потрачены на аренду оборудования. Съемки фильма велись в течение двух зим, при этом большая часть ключевых сцен происходила на открытом воздухе.

Итак, герой Алексея Черных живет с психически больной матерью, живет одной лишь надеждой – отправить ее на лечение в Германию, где, по слухам, ей могут оказать помощь. Ради этого он продает наркотики, надеясь на вырученные деньги оплатить лечение и приобрести билеты на самолет, разумеется, дав взятки «кому следует». Андрей держит мать дома под действием лекарств (галоперидол), которые вводит ей самостоятельно, не доверяя отечественной медицине настолько, чтобы хотя бы временно поместить ее в лечебницу. К тому же он уверен, что состояние больного шизофренией может улучшиться, если окружить его любовью и заботой. Любовь и забота в его исполнении выражается в регулярных инъекциях сильнодействующих средств и приготовлении гречки с молоком. Наконец, когда все документы оформлены, взятки переданы и лечение оплачено, он возвращается домой и находит мать мертвой. Проведя день над трупом, Андрей, наконец, вызывает полицию, поручает знакомой приобрести гроб и пытается связаться с родственниками. Выясняется, что у него есть отец, который бросил семью пять лет назад, и сестра, также покинувшая родной дом и относящаяся к брату с холодной неприязнью. Тут-то и начинается кино.

Все, что происходит в фильме до смерти матери Андрея, можно смотреть ради одного – высококлассной операторской работы. В этом фильме действительно много красивых кадров, равно как и сцен, не влияющих на развитие сюжета. Как известно, когда Александр Дюма писал свой знаменитый роман «Три мушкетера», то публиковал его в журнале, где платили построчно. Чтобы заработать побольше денег, хитроумный писатель придумал слугу Атоса – Гримо, который изъяснялся исключительно односложно: «да», «нет» и т.д. Когда редакционная политика журнала изменилась и писателю начали платить пословно, и Гримо стал более разговорчив. Во время просмотра первой половины фильма Арсения Гончукова невольно вспоминается эта история: складывается ощущение, что потрясающие диалоги второстепенных персонажей, вроде:

- Ну, ты как?

- Хорошо

- А мама?

- Хорошо.

- Ну, ты держись.

- Хорошо.

Написаны исключительно ради того, чтобы фильм мог называться полнометражным. Хотя, возможно, они задумывались как раскрывающие характер героя.

После сцены смерти матери фильм оживает: у героя, наконец, появляется повод проявить эмоции, да и диалоги становятся куда интереснее. Сцена общения героя с сестрой динамична, проявляет характеры персонажей и не лишена остроумия. Следующий за этой сценой эпизод общения сына с отцом, несомненно, ключевой во всем фильме и также исполнен блестяще! Роль отца главного героя исполнил узнаваемый актер Вадим Андреев, сыгравший более чем в 120 отечественных фильмах и сериалах. По словам Гончукова, многие из посмотревших фильм утверждают, что «отец» - лучшая роль Андреева. И это весьма вероятно. Его персонаж, который появляется на экране совсем ненадолго, пожалуй, единственный вызывает сопереживание. Несомненно, этому способствовало личное обаяние актера и его огромный опыт. Внимание! Если вы дочитали до этого места, предупреждаю: дальше последуют спойлеры!

Главный герой подкарауливает отца, которого не видел пять лет, возле его дома. Оказывается, что у отца уже есть новая семья: жена и маленький ребенок. Андрей дожидается, пока отец останется один, и уводит его в парк. Отец удивлен внезапному визиту сына, но в то же время рад его видеть. Вместо того, чтобы напрямую сообщить отцу о смерти матери, Андрей, видимо, под впечатлением от встречи с его новой семьей, начинает фантазировать. Он рассказывает, что мать вылечилась: у нее появился новый муж, который отвез ее на лечение в Германию, и уже год как она родила от него ребенка. Отец очень удивлен и не может поверить услышанному. Он признается, что ушел из семьи из-за смерти младшего сына, которая и стала причиной болезни матери. Он говорит, что все еще любит мать Андрея и готов материально помочь ее новой семье. Тем временем Андрей приводит отца к речушке в парке. Стоя на берегу, он обнимает отца и начинает плакать, отец пытается его успокоить. Вот, казалось бы, тот самый момент, когда герой может переломить свою судьбу, воссоединиться с семьей, пережить новую трагедию с близкими людьми. Но в мире мертвой надежды это невозможно. Слезы сменяются припадком ярости: Андрей открывает отцу правду, обвиняет в смерти матери, душит и убивает. История о том, как сын убивает своего отца, стара как мир, всем известен миф об Эдипе, подсознательное стремление к отцеубийству описано Фрейдом как типичное явление для раннего детства. Однако мифологический Эдип убивает своего отца лишь по незнанию, следуя замыслу богов, а ребенок, по мнению Фрейда, подавляет свою подспудные побуждения вследствие развития Сверх-Эго, отвечающего за моральные установки человека. Вероятно, в мире, лишенном надежды, моральные устои человека атрофируются. В фильме нет ни одного персонажа, который поступал бы по совести: даже стремление Андрея вылечить мать продиктовано скорее эгоизмом – его предупреждают, что перелет она не переживет. Единственный человек, продемонстрировавший зачатки совести, это отец Андрея, но все его побуждения пресекаются немедленной смертью.

У фильма открытый финал. Мы видим главного героя дома у его девушки, спустя месяц после убийства. Они планируют свадьбу, она сообщает, что ждет ребенка: «у тебя будет сын!» Вероятно, ее персонаж введен исключительно ради этой фразы. До этого она один раз появляется в небольшой сцене, не влияющей на ход сюжета. Девушка уходит из квартиры по делам. Андрей остается один и начинает наматывать на запястье какую-то веревку. Экран гаснет.

По словам режиссера: «Эта история не основана на реальных событиях, но она могла бы случиться». Складывается ощущение, что работая над фильмом, Гончуков попадает в плен популярных представлений об авторском кино. В фильме много созерцательных пауз и длиннот: вот герой заходит в квартиру и копается на кухне, вот он меланхолично курит на балконе другой квартиры, куда он принес деньги, заработанные наркоторговлей, вот он бродит и бродит по городу, мимо едут машины, на скамейке милуется какая-то парочка, и девушка играет на тромбоне. Все это занимает добрую треть фильма, но выглядит не слишком органично. Фильм черно-белый. По словам режиссера, он не видел эту историю в цвете и в самом начале съемок попросил оператора отключить цвет. Казалось бы, именно черно-белая гамма должна была стать причиной выбора зимы как времени действия картины, но это не так. Сама история ассоциировалась у Гончукова со льдом. Вероятно, именно этими ассоциациями и обусловлена первая сцена фильма – та самая гимнастика на берегу замерзшего водоема. Кроме того, по задумке режиссера Андрей должен был утопить отца в той речушке в парке. Перед убийством он даже произносит, обращаясь к отцу: «Ты знал, что оказавшись в ледяной воде, человек чувствует жар?». Однако агент Вадима Андреева не согласился на утопление персонажа, поэтому пришлось ограничиться удушением на берегу реки.

Разумеется, фильм «Сын» не вызовет восторга у людей, привыкших воспринимать кино как способ ухода от реальности. Скорее, он схватит их за горло и крепенько прижмет к стеклу, за которым происходит эта самая реальность в самом непрезентабельном виде. Но ценителям авторского кино он, безусловно, будет интересен и благодаря мастерству оператора, и своим техническим совершенством при более чем скромном бюджете, и симптоматичностью сюжета и персонажей.

Напоследок хочется дать слово самому режиссеру: «Что главное в этом фильме? Что герой не может простить себе судьбу матери и ее смерть. А раз не может простить себе, то не может простить никому. Вообще. У него атрофировалась эта способность. И его любовь, без способности прощать, она становится его проклятием...

Что еще главное? А то, что можно умереть еще до смерти, задолго до смерти. А еще то, что после этого, приходится... жить. Приходится жить и даже быть счастливым. И это невыносимо.

Безумен ли главный герой? Не знаю. Это не совсем безумие, это такое искажение в мозгах жуткое. То есть он не помешанный, просто у него душа сломана. Как ушной хрящ сломана. Вот и все».

Текст и фото Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения