«Мальчик по имени Эйч» и Война

На смену богатому на фильмы «Новому британскому кино» в Москву приехал гораздо более скромный, но оттого не менее интересный 48-й фестиваль японского кино. Экранизация одноимённого автобиографического романа Каппа Сэно «Мальчик по имени Эйч» рассказывает историю маленькой семьи через призму Второй мировой войны и событий, ей предшествовавших.Семья Хадзиме (прозвище Эйч он получил благодаря свитеру с вышитым на нём латинским инициалом), помимо него, состоит из младшей сестры и образцовых родителей, бесконечно мудрых и бесконечно спокойных. Они исповедуют христианство, дружат с иностранцами, глубоко уважают западную культуру, живут дружно и счастливо. Идиллии наступает конец, когда в конце 30-ых годов в Японии усиливается милитаристская власть, и империя окончательно становится тоталитарной. Правительство не терпит инакомыслия, и над семейством Сэно нависает смертельная угроза. С этого момента начинается история их выживания не только физического, но и духовного. Перед Сэно стоит сложнейшая задача сохранить свою честь и достоинство, свою веру и убеждения, и при этом остаться в живых. «Во время войны нужно вести себя так, чтобы, когда она закончится, тебе не было стыдно», - самое важное наставление, которое получил Хадзиме от своего отца Морио.

«Мальчик по имени Эйч» - самая что ни на есть классическая драма о войне. Двухчасовой хронометраж, красивая картинка, щепотка юмора и трагичный саундтрек - все каноны жанра соблюдены. Вроде бы столько уже снято фильмов о бессмысленности и бесчеловечности войны, в том числе и о восприятии её ребёнком, но режиссёру Ясуо Фурухата тем не менее удалось поставить несколько новых вопросов и рассказать то, что до него не рассказывалось или рассказывалось мало. Например, как относиться к тому, кто прежде ревностно служил режиму, близкому к фашизму, а теперь, по выражению Есенина, «самый яростный попутчик» в противоположной стороне? Хадзиме сравнивает таких с водорослями, меняющими направление своего движения с течением, а вот отец сыну возражает. Всё изменилось, и люди в замешательстве, они потеряны и пытаются понять, как теперь им жить. Большинство из нас очень подвержены манипуляции (вспомним знаменитый эксперимент американского школьного учителя, сумевшего за неделю построить в одном классе общество диктатуры и дисциплины). Таких, как Эйч и его родные, как писал всё тот же Есенин, «мало с опытной душой, кто крепким в качке оставался». Но это, бесспорно, не оправдание. Каждый делает свой выбор - быть Человеком или марионеткой - и те, кто стал не просто игрушкой, а оружием в руках диктаторов, должен нести за свой выбор ответственность. Самое страшное, когда оружием власти становятся дети. 15-летний мальчик, заявляющий, что готов пожертвовать своей жизнью ради Императора и убивать каждого встреченного врага даже после поражения Японии - одна из самых сильных сцен в фильме.

Хадзиме увлекается искусством и по окончании войны становится художником. Параллель с советским «В бой идут одни старики» и фразой Маэстро в исполнении Леонида Быкова «Всё преходяще, а музыка - вечна» возникает неизбежно. Примечателен и финал ленты: под мажорную арию «Сердце красавиц склонно к измене» из оперы «Риголетто», музыкальный лейтмотив всего фильма, Хадзиме рисует на стене феникса – символ Японии, которая, как и эта бессмертная птица, возрождается из пепла к новой жизни (город Кобе, где жила семья Эйча, был как раз сожжён). Феникс же символизирует и победу Жизни над Смертью (Войной).Война всегда была, есть и будет, и ни один фильм и ни одна книга не способны это изменить. Но снимать фильмы и писать книги о войне нужно. Нужно это для того, чтобы ни на секунду не позволить усомниться в её противоестественности, не допустить мысли, что раз люди на протяжении всей истории человечества истребляют друг друга, то это нормально, так и должно быть. Однако главная заслуга создателей, пожалуй, даже не в этом. В Японии катастрофически мало знают о Второй мировой, в школьных учебниках истории этому периоду посвящено всего несколько страниц, и практически никакого представления о том, что происходило 70 лет назад, японцы не имеют. Это сознательная политика власти, которая не хочет «наносить урон чести нации». Главные герои «Мальчика по имени Эйч» целы и почти невредимы, даже пытка Морио выглядит не такой уж и устрашающей. Нет здесь ни кровопролитий, ни зверств, которые творили японские солдаты в Китае – пока ещё рано наносить такой больной удар отечественному зрителю. Но картина хоть и очень осторожно, но приоткрывает завесу над правдой, говорит о том, о чём раньше не принято было говорить в Стране восходящего солнца. Поэтому значение «Мальчика» для японского кино сомнению не подлежит. Да и зарубежному зрителю будет приятно посмотреть качественный фильм, а заодно вспомнить старый, либо получить новый урок.

Текст Валентина Дроздова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения