Лекция Андре Руйе

1 ноября в Росфото состоялась лекция Андре Руйе – специалиста по теории и истории фотографии, доктора исторических наук и профессора кафедры изобразительного искусства, приуроченная к выходу книги «ФОТОГРАФИЯ между документом и современным искусством».Перед началом лекции со вступительным словом выступил Александр Троицкий, руководитель издательства «Клаудберри». Издатель рассказал, что семь лет назад он и его единомышленники осознали, что на российском книжном рынке очень не хватает основополагающих работ по истории и теории фотографии. Учебники по теории и практике фотографии переводились, но работ по культурологи и философии фотографии переведено, фактически, не было. Очевидной стала необходимость восполнить этот пробел. На данный момент можно сказать, что эта миссия завершена, и теперь Троицкий и его команда могут направить свои силы на расширение диапазона своей деятельности: на перевод экспериментальных трудов, на то, что можно назвать «книгами для думающих фотографов». Новой целью стало обеспечение русскоговорящих фотографов доступом к соответствующим материалам на одном уровне с западными коллегами. По словам Александра, «последним кирпичиком этого острого этапа» стала семисотстраничная книга Андре Руйе «ФОТОГРАФИЯ между документом и современным искусством». Троицкий рассказал, что, когда его издательство только начало заниматься этим проектом, не стоял вопрос, нужно ли переводить эту книгу на русский язык. Вопрос стоял так: как это сделать. Он высоко оценил поддержку французских коллег и самого Андре Руйе.Книга профессора написана в начале XXI века. Издатель пояснил, что «главной книгой XXI века по теории и истории фотографии» она названа потому, что до сих пор ничего более существенного не издано. Эта книга подводит итог эпохе. Она написана уже после того переломного момента, обусловленного появлением новых технологий, которым была посвящена лекция Руйе. Эта книга - своего рода энциклопедия, рассказывающая о том, что происходило с фотографией в конце XIX – XX веке с фотографией.Для Андре Руйе это был пятый день турне по России. Он уже успел посетить Москву, Екатеринбург, Пермь и Нижний Новгород, прежде чем оказался в Петербурге. На лекцию велась предварительная запись. Зал Росфото не смог вместить всех желающих, и на следующий же день была назначена дополнительная лекция в галерее «Эрарта». Поздоровавшись со слушателями, профессор признался, что не мог уехать из России, не посетив Санкт-Петербурга: «Во Франции это город-миф! Однако не могу сказать, что мои первые впечатления подтвердили это». Руйе поблагодарил всех пришедших и особенно Александра: «Благодаря нему меня читают в России! Новая публика сможет получить доступ к моим идеям».Профессор назвал целью лекции попытку понять феномен фотографии и его становление, избегая устоявшихся мнений на этот счет. Он начал с того, что отличие фотографии от живописи и других произведений искусства пытался сформулировать французский философ Ролан Барт. Его подход к фотографии как к эссенции отделял ее от исторического, социального и экономического контекста. Фотография воспринималась им как нечто застывшее, лишенное возможности к изменению. Руйе же, напротив, всегда интересовала трансформация фотографии в процессе её развития. В своих рассуждениях профессор задается вопросом – почему фотография была изобретена в начале XIX века?Официально об изобретении фотографии было обявлено в Париже в 1836 году. В то же самое время появляются первые железные дороги, что становится одним из первых признаков зарождения индустриального общества. То есть все то, что ранее изготавливалось вручную, начинает создаваться с помощью машин, в том числе и изображения. В то время фотографию определяют как изображение, сделанное без прямого участия человека. Это изображение, сделанное при помощи солнца. Таким образом, фотография в концепции той эпохи не может быть искусством. Такое отношение к фотографии длилось более ста пятидесяти лет. Одновременно с этим фотография признана документом. Андре Руйе утверждает, что оба эти взгляда на фотографию не верны. По его мнению, фотография не идеальный документ. В процессе своего развития она стремится к искусству, в то же время, становясь материалом современного искусства в руках художников.В своей книге Андре Руйе раскрывает эти идеи. Убежденность в том, что фотография является идеальным документом, базировалась на том, что человек не может повлиять на процесс ее создания, и мир, запечатленный в кадре, предстает перед нами таким, как он есть. Если художник может добавить или убрать нечто на картину по своему желанию, то само солнце врать не может. Кроме того, одной из основных задач фотографии стало предоставление человеку возможности заглянуть в самые удаленные уголки земного шара, которая была доступна лишь немногим путешественникам. Разумеется, не столько с романтическими целями, сколько из меркантильных побуждений. Начиналась эпоха глобализации. Европейцы расползлись по всему свету, и фотография стала одним из инструментов для визуального завоевания новых территорий. Человечество получило беспрецедентный доступ к феноменам, фактам и событиям. Таким образом, существовала не только вера в правдивость фотографии, но и необходимость такой веры.Андре Руйе утверждает, что любое изображение – это взгляд на реальность, это фикция. Реальность, как она есть, не поддается какой-либо фиксации. Как говорят в Китае «Изреченное Дао не есть постоянное Дао». Фото и видео репортаж дает нам лишь иллюзию того, что мы фиксируем реальность на каком-либо носителе.В своих убеждениях профессор солидарен с философом Мишелем Фуко, который говорит о том, что не существует истины, а есть лишь степени истинности. Степень истинности не дает абсолютного знания, но позволяет верить в то, что нечто является правдой. Таким образом, утверждение о том, что фотография способна передать истину, не выдерживает никакой критики, ведь выбирая, что поместить в кадр, и с какой точки вести съемку, фотограф уже искажает реальность. Фотография больше исключает, чем регистрирует. А возможность выбирать, что исключить из реальности, уже означает возможность выбора, возможность человека повлиять на изображение. То есть любое изображение – занятая по отношению к реальности позиция. Руйе утверждает, что выбор фотографа всегда выбор эстетический. Фотографируя какой-либо объект, вы никогда не будете нейтральны по отношению к нему. Именно об этом, по убеждению профессора, забывает Ролан Барт, задаваясь вопросом «что есть фотография?». Барт изучает сущность фотографии, воспринимая ее как вещь, но он не видит главного – формы и процессов, стоящих за этой формой.Лекция Андре Руйе продолжалась около двух часов, после чего слушатели получили возможность задать профессору вопросы. Дискуссия, в ходе которой были затронуты как некоторые нюансы теории Руйе, так и вечные темы, продлилась еще около получаса. В завершение вечера все желающие смогли приобрести книгу «ФОТОГРАФИЯ между документом и современным искусством» с автографом автора и личным пожеланием. Руйе подробно спрашивал каждого, кто подходил к нему с новеньким экземпляром о том, чем он занимается и как связан с фотографией. Некоторые брали сразу два экземпляра: один для себя, второй для друзей. Руйе без колебаний писал личные пожелании и друзьям.

Текст Александр Шек, фото Анастасия Стародубцева

[gallery columns="5" link="file" ids="65352,65353,65354,65355,65356,65357,65358,65359,65360,65361,65362,65363,65364,65365,65366,65367,65368,65369,65370,65371,65372,65373,65374"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения