You are here
Home > Около > Мартин Парр: «Жизнь – это пляж»

Мартин Парр: «Жизнь – это пляж»

«Я люблю морские курорты, в особенности бывшие коммунистические курорты. Я сразу представляю огромное количество людей, которых заставляют отдыхать» — Мартин Парр, подпись к фотографии ЛАТВИЯ. Юрмала, 1999 г.

Мартин Парр – один из самых известных фотохудожников Англии. С 1994 года он является членом престижнейшего фотоагенства Magnum Photos. Парр – фоторепортер, но его не интересуют ни крупные военные конфликты, ни бедные городки стран третьего мира, ни заброшенные деревеньки в сердце Европы — все те сюжеты, что так популярны в профессиональной среде и знакомы обывателям по выставкам вроде World Press Photo. Мартин Парр – певец повседневности. Его излюбленная съемочная площадка – места массового отдыха. 6 октября в выставочном зале Парадного корпуса РОСФОТО состоялось открытие выставки фотографий Мартина Парра «Жизнь – это пляж». Работы, представленные на выставке, уже были продемонстрированы во Франции и США, и вот, наконец, оказались в Санкт-Петербурге.

Почему именно пляж, спросите вы? Фотограф любезно отвечает на этот вопрос: «В Великобритании, где бы вы ни находились, невозможно быть дальше 75 миль от побережья. В связи с обилием прибрежных курортов, совсем не удивительно, что в там сложилась вполне отчетливая традиция фотографироваться на пляже. Здесь люди могут расслабиться, побыть самими собой, демонстрируя при этом легкую эксцентричность, ассоциирующуюся с Великобританией. В Соединенных Штатах развита уличная фотография, а у нас в Соединенном Королевстве есть пляж». Кроме того, в интервью с Квентином Бажаком, известным французским искусствоведом, Парр признается, что в детстве он не бывал на пляжах: его семья увлекалась наблюдением за птицами, он часто ходил в походы. Фотограф предполагает, что его увлечение пляжной культурой отчасти вызвано подсознательным желанием «наверстать упущенное». Впрочем, плавать Парр так и не научился.

По словам Андреи Холджерр, координатора выставочных проектов агентства Magnum, принимавшей участие в открытии выставки, Мартин Парр подобен ученому, изучающему жизнь пчел или муравьев. Он уже несколько десятков лет исследует вид homo turisticus – человека отдыхающего. Фотовыставка «Жизнь – это пляж» рассказывает о пляжных традициях и ритуалах всего мира, демонстрируя самых ярких представителей вида homo turisticus в естественной среде обитания, и выявляет характерные особенности их поведения. При этом Парр активно внедряется в изучаемую среду и нередко становится одним из героев собственных фоторабот. По мнению Квентина Бажака, Мартин Парр превращает приемы любительской фотографии в особенность собственного художественного языка: яркие цвета, использование фотовспышки, китчевые моменты. Однако внешняя простота приемов, используемых фотографом, нисколько не умаляет ценности и глубины его работ. Парр интегрирован в окружающую его реальность и в то же время остается беспристрастным наблюдателем. Андреа Холджерр так поясняет различие между Мартином Паром и обычным туристом: «Когда мы фотографируем, мы пытаемся запечатлеть жизнь, запечатлеть момент, а когда Мартин фотографирует, он пытается запечатлеть нас в процессе переживания этого опыта. В определенном смысле его фотографии являются зеркалом, в котором мы можем увидеть себя во время отдыха».

Официальное открытие выставки «Жизнь – это пляж» состоялось в 18.00. Все началось с приветственного слова куратора выставки Ильи Обухова, рассказавшего о Мартине Парре и особенностях его стиля. Затем гости РОСФОТО получили возможность ознакомиться с экспозицией и выпить по бокалу шампанского. Посетителями выставки в этот вечер стали, в основном, представители прессы и деятели культуры, среди которых были декан Фотофакультета, з.р.к РФ Павел Маркин, искусствовед и коллекционер Николай Благодатов, фотограф, член Союза художников РФ Александр Никипорец, член Союза  фотохудожников РФ Евгений Мохорев. На 19.00 была назначена лекция координатора выставочных проектов агентства Magnum Андреи Холджерр.

Встреча с ней продлилась около часа, первая половина которого была посвящена демонстрации работ Мартина Парра, не представленных на выставке. Андреа разделила фотографии Мартина, сделанные в разных странах, на группы, наглядно демонстрирующие, на каких деталях и процессах фотограф концентрирует свое внимание. Это и атрибуты туриста, такие как панамки, зонтики, солнечные очки и плащи дождевики, и типичные способы времяпрепровождения, вроде посещения музеев и фотографирования на фоне достопримечательностей, покупка сувениров и тому подобное.

Вторая половина часа была отведена для вопросов из зала. В процессе общения с координатором Magnum’а удалось выяснить, что Мартин Парр достиг популярности и признания среди западной общественности, благодаря многочисленным фотокнигам, выпущенным им. Ведь распространять книги гораздо проще, чем организовывать выставки. Общественное мнение, равно как и коллеги по цеху, не всегда были благосклонны к Парру. В 1986 году его книга «Последнее прибежище» вызвало волну критики и недовольства. Мартина обвиняли в неуважении к своим моделям. Ответом художника стали серии «Автопортрет» и «Мистер Повседневность»: Парр фотографировал себя в местах массового отдыха, показывая, тем самым, что он равен своим героям и ни в коем случае не смотрит на них свысока.

Стиль и видение Мартина Парра настолько уникальны, что ему чуть было не отказали, когда он подал заявку на вступление в агентство Magnum. Его приемы были совершенно нехарактерны для репортажной съемки восьмидесятых годов. Яркие цвета, которые использовал фотограф, его ироничный взгляд на мир и обвинения в антигуманизме, которым подвергался Парр, шли в разрез с ценностями Magnum Photos. По правилам агентства, новый член утверждается большинством голосов всех участников Magnum’а (на данный момент их около шестидесяти). И многие были против. Однако большинство признало профессионализм Парра и художественную ценность его работ. Сейчас Мартин — художник, повлиявший на целые поколения фотографов, и изменивший взгляд на фотоискусство в целом.

Текст и фото Александр Шек

comments powered by HyperComments