Вы здесь
Главная > Театр > Виртуальное «Я» после смерти Тарелкина

Виртуальное «Я» после смерти Тарелкина

10 июля на новой сцене Александринского театра состоялся перформанс «Смерть Тарелкина» по мотивам одноименной пьесы А.В. Сухово-Кобылина.  Театр Мокьюментари уже не впервые удивляет своих зрителей мультимедийными танцевальными мероприятиями, и на этот раз в зале не было ни одного свободного места. Премьера спектакля заинтересовала многих, но в основном молодежь.

1

Пьесе «Смерть Тарелкина» уже 145 лет, и существует очень много различных ее интерпретаций. В свое время ее поставил даже сам Мейерхольд. Однако, как выразилась продюсер сегодняшнего «Тарелкина»: «Это не Мейерхольд и даже не Сухово-Кобылин в чистом виде…».  Так и есть, в этой постановке команде театра удалось выразить совершенно новое видение этого произведения.

Небольшой островок сцены усилиями балетной труппы превращается в современное интерактивное пространство. Специальная установка в начале сцены позволяет создать объемную картинку, а по обе стороны расположены два дополнительных экрана. Свой танец артисты соединяют с трехмерными изображениями, и в итоге все элементы выглядели как одно целое.

6

Действие начинается с письменных посланий залу, которые призывают освободиться от Интернет-зависимости и понять, что таким образом люди не имеют личного пространства, что сети завладели всеми сферами их жизни. А вместе с тем правительство использует Интернет в своих целях, нарушая человеческие права. Кстати дело-то было в Америке, судя по тому, что главным героем  является Эдвард Сноуден. Он, как и каждый чиновник, подвластный государственному строю, повинуется всем корпоративным замыслам, но в итоге жертвует своей жизнью, чтобы открыть людям глаза и заставить их усомниться в непогрешимости действий властей.

2

Главный герой понимает, что если он ничего не предпримет, то весь мир еще долго будет в неведении. Но действовать одному оказалось для него бессмысленным, и разоблачение происходит за долю секунд. Тогда он решается создать клона, чтобы передать ему всю необходимую информацию. Как только ему удается осуществить задуманное, в его квартиру врывается спецотряд. Но он обнаруживает уже мертвого Тарелкина, точнее, только его тело — клону же удалось сбежать.  Вот, собственно, и причина, почему на афише нарисован мозг. Он как раз таки играет ключевую роль в этом перформансе. На протяжении всего спектакля именно мозг все время остается на сцене.

7Подававший сперва надежды клон продолжает дело своего предшественника. Он усердно работает, и на экране появляются фотографии разрухи современных государств, цветных революций, митингов и других неприятных событий. Изображения политических деятелей побуждает задуматься, кто же за всем этим стоит. И вот клон почти выполнил свою миссию, но… его поглощает, всемирная паутина. Он регистрируется на Facebook, и его находят. Уже знакомые зрителю чиновники решают не убивать клона сразу, а поместить его в закрытое пространство, напоминающее коробку, оставив ему только ноутбук. Силя Силис (так зовут клона Тарелкина) погряз в лабиринтах виртуального пространства – затрагивается даже тема секса в сети, когда на экране появляется полуголая девушка из видео-чата. Но развязка представления навевает скорее положительные эмоции. Мозг Тарелкина по-прежнему остается в центре внимания, символизируя вечность находящейся в нем информации.

Еще один интересный персонаж, заслуживающий внимания, оставался в тени, но он – точнее, она —  безусловно, также был участником действия. Это девушка с любительской камерой, которая снимала все представление, стоя прямо на сцене.

3

Хотелось бы напомнить, что все события выражаются в танце, совсем без слов. Пластика танцоров как будто бы учит языку тела, они общаются не только между собой, но и обращаются к зрителю. Создается ощущение участия во всем этом действии. Интересно и то, что, как только все сели на свои места, на экранах появилась съемка того, как все вошли в зал, рассаживались, общались между собой и не подозревали, что их снимают.

Безусловно, просмотр такого взаимодействия театральной постановки и кинематографа (так выразилась художественный руководитель Елена Тупысева)   заставляет задуматься о теме «одиночества в сети». У каждого человека в кармане уже имеется собственный девайс, который может показать ему весь мир, но в то же время весь мир может в одну секунду обнаружить владельца гаджета. Невозможно судить, хорошо это или плохо, ведь время не стоит на месте. Однако технологии должны работать во благо людей и не нарушать их права и безопасность.

5

Эффектное шоу, констатирующее актуальные новости (от Эдварда Сноудена до событий на Украине), длится всего час. После показа все желающие смогли отправиться на обсуждение вместе с руководителями проекта и другими его участниками.

Текст: Алла Козбаненко

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

 

comments powered by HyperComments