Вы здесь
Главная > Театр > OPEN LOOK 2014: ливень идей и шквал находок

OPEN LOOK 2014: ливень идей и шквал находок

Два неординарных коллектива выступили на Новой сцене Александринского театра и рассказали о том, что нового можно привнести в танцевальное искусство. Идея доносится от автора к зрителю на подсознательном уровне, и каждый из участников, будь то чилиец, француз или немец, преподносит свои новаторские идеи в хореографии, а также может и не новые, но, тем не менее, важные мысли и чувства.

фр5

Чилийский коллектив FRANCISCA SAZIE DANCE COMPANY задался целью создать технически насыщенный спектакль, в котором техника занимает даже более главную позицию, нежели сами движения. Представление под названием «Неизведанное» проходит не на открытом пространстве, а между двумя «стенами» — натянутым перед исполнительницей полупрозрачным полотном, сквозь которое, как через экран, мы можем наблюдать за танцовщицей, и задником, на который транслируются проекции. Так, героиня, располагаясь между двумя практически «ожившими» полотнами, одновременно  и находится на сцене, и «встраивается» в происходящее на экране. Человек, исполняющий роль, и человек, записанный заранее на камеру, встречаются в новом пространстве, на этот раз визуальном. За счет технологических новинок создается эффект 3D, и не сразу становится понятно, когда картинка переходит в реальность и наоборот. Отличить одно от другого можно, но лишь прислушиваясь к еле слышным шагам и скрипу мебели при перемене мизансцен. Эта чилийская находка может выдвинуть танцевальную компанию FRANCISCA SAZIE на новый уровень – они буквально создают новый формат, новый жанр. Театр на пути конвергенции звуковых и визуальных эффектов, танца, слова и новых технологий. Это новое слово в театральном искусстве и новый этап развития этого направления.

фр3

Согласно задуманному автором сюжету, героиня слушает музыку, находясь на кухне.  Под звуки музыки она понемногу начинает трансформироваться, превращаясь в жуткие отзвуки. Так она попадает сначала в одну, а потом и в другие реальности, где встречает великанов, люди двоятся и троятся, а медведь танцует и поет. Перфоманс, придуманный Кристианом Рейерсом и Франческой Сази, создан для того, чтобы расшевелить и  удивить закостеневшего зрителя, раздвинуть грани реальности и возможностей, открывающихся в иррациольных мирах.

фр4

Танцы напоминают собой зацикленность движений, подобно тому, как любое механическое изделие, разряжаясь, теряет свою мощность.  ,Они монотонно повторяются, пока не доходят до пика, где порывистые и резкие телодвижения разрывают тягучесть патоки происходящего. Собранные в косу волосы, короткое черное платье и пластика, откликающаяся на звук, интуицию и тактильные ощущения. Героиня пускается в пляс или просто начинает шаг по световому знаку, направленному на нее или звуковой подаче. Работа актеров с неживым и даже с неосязаемым говорит о долгом времени репетиций, которое необходимо для создания слаженного движения. А та капля драйва, создающая шутливые врезные моменты, прямым образом не связанные с сюжетом, помогла вызвать бурю эмоций зрителей OPEN LOOK 2014.

фр

Еще одним крупным событием дня — а, может быть, и наиболее значимой постановкой на этом фестивале — стал спектакль «Мончичи» фрако-немецкого коллектива COMPANY SEBASTIEN RAMIREZ & HONJI WANG.

во

Два хореографа — Себастьян Рамирес (француз испанского происхождения) и Хони Вонг (кореянка, родившаяся в Германии) —  поставили ультранациональный спектакль, соединив  в нем Францию, Корею, Америку, Китай, Германию, Россию. Они создали огромный космополитичный заряд, который, рассеиваясь, вызывает ощущение открытий, хотя тема, затронутая артистами, не нова. Но новизна здесь не в изначальном посыле, а в способе его передачи, манере исполнения, а также по-настоящему слаженной точности мысли и действия.

во4

Их движения не просто синхронны. Создается такое ощущение, что эти двое – часть одного целого, одного многонационального организма, двигающегося и дышащего в унисон. Герои перфоманса красивы, их тела сильны и грациозны. И движения, создаваемые такими телами, не могут быть некрасивыми! Как минимум час ценитель пластического искусства, да и любой прохожий, имел возможность купаться в истории, созданной ими, с артистами он проживает ее, умирает и возрождается вновь. Не так уж часто, или даже почти никогда, слово «катарсис» может быть употреблено к месту, ведь мало какие актеры и мало какие произведения, поставленные на сцене, способны вознести человека над обыденными, бытовым, позволить увидеть мир с тысячей граней и восхититься его многосторонностью. Маленькая и хрупкая Хони Вонг в паре со жгучим каталонцем Себастьяном Рамиресом создали эту «театральную левитацию» и насладились ею сами. Ведь так приятно наблюдать за теми людьми, которые всем сердцем отдаются тому, что они создают и получают тот же заряд, что и зритель в зале!

во2

Жанр этого представления – современный hip-hop спектакль, но то, что сделали танцоры на сцене, сложно определить в какую-то одну струю. Это ни много ни мало – ливень идей и шквал находок. Рамирес и Вонг приехали в Петербург для того, чтобы показать идею «человека мира» через танец. В этой постановке сошлась пластика тела, драматическая игра, монологи, произносимые на множестве языков, наперебой, шутливо, серьезно, с обидой на несправедливость, романтично. Несколько сценок из жизни, несколько характеров и также несколько танцевальных жанров, возможно, даже изобретенных самими танцорами. Плавные кошачьи движения, резкие боевые приемы – в спектакле «Мончичи» соединились разные виды пластики, как пересеклись культуры разных стран в мультинациональном проекте.

во3

Оба спектакля, показанные в рамках фестиваля современного танца OPEN LOOK, раздвигают устоявшиеся рамки, разбивают стандарты и открывают новый раздел в истории танцевального искусства.

Текст: Екатерина Приклонская

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

comments powered by HyperComments