Вы здесь
Главная > Кино > Ретроспектива > «Нетерпимость» Дэвида Гриффита: «И вечно будет колыбель качаться»

«Нетерпимость» Дэвида Гриффита: «И вечно будет колыбель качаться»

В 1916 году на экраны вышел фильм американского режиссера Дэвида Гриффита «Нетерпимость», ставший важным этапом в развитии кинематографа.kinopoisk.ru

В его основе лежат четыре независимые истории, произошедшие в разных странах и эпохах: Вавилоне (заговор священников против царя Валтасара), древней Иудее (распятие фарисеями Христа), Франции (уничтожение католиками гугенотов во время Варфоломеевской ночи) и в современной фильму Америке (конфликт между рабочими и фабрикантом, приведший к вынесению смертного приговора невиновному).

Действие картины развивается единовременно, а не в хронологическом порядке, истории свободно пересекаются, набирая темп к моменту кульминации, когда создатели используют перекрестный монтаж. Сам Дэвид Гриффит так говорил о сюжетном течении фильма: «Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции». Связь сюжетов выражена через образ женщины, которая укачивает ребенка и строки Уолта Уитмена: «И вечно будет колыбель качаться, Плетя времён связующую нить, Воспев и радости, и горькое страданье».

Все истории объединяет одна мысль — во все времена, когда люди поддаются недостойному чувству нетерпимости, наступают катастрофические, зачастую кровавые последствия. Спровоцированная нетерпимостью волна ненависти сметает все на своем пути, и человеку становится не под силу ее остановить.Intolerance-lillian_gish

В свое время фильм провалился в прокате. Предполагают, что причинами  стали длительность фильма (он идет более 3-х часов), сложность сюжетных параллелей, которые отсылают к историческим событиям, и тяжелая философская концепция фильма. Гриффит снял картину не для широкого проката. В то же время профессиональное сообщество было впечатлено фильмом. С течением времени его место в развитии кинематогрофа оценивалось все более и более высоко. Фильм стал важным этапом в развитии кинематогрофа — эксперты отмечают, что именно в этом фильме сложился переход от формирования смысла кино через содержание рассказанной в нем истории к формированию смысла с помощью изображения. В 1958 году в рамках Всемирной выставки, проходившей в Брюсселе, «Нетерпимость» была включена ведущими киноведами в список «двенадцати лучших фильмов всех времен и народов».

Несмотря на то, что с момента выхода фильма прошел уже почти целый век, поднимаемые в нем проблемы не теряют актуальности. И сегодня его интересно посмотреть не только с точки зрения изучения истории кино, но и как философскую притчу, которая дает богатую пищу для размышления.

Текст: Кира Трунтаева

 

comments powered by HyperComments