Вы здесь
Главная > Около > Manifesta 10: ностальгия по несбывшемуся, страх перед будущим

Manifesta 10: ностальгия по несбывшемуся, страх перед будущим

«Манифеста 10»  сложное явление. Рассматривая экспозицию, посетителям следует не только попытаться разобраться в своих впечатлениях от каждой отдельной работы, но и почувствовать связь между инсталляциями каждого из художников.

IMG_3227-2
Тимур Новиков

После осмотра залов Главного штаба, складывается ощущение, что весь выставочный комплекс кричит о тоске по счастливому прошлому, которого никогда не было, отчаянном поиске красоты в настоящем и тревоге за будущее. Мы предлагаем вам возможность познакомиться с основной экспозицией главной выставки года.

««Манифеста 10» предлагает в игровой форме ответ на вопрос о том, как в Эрмитаже – музее, по природе своей обращенному к прошлому, – возможна перспектива, устремленная в будущее. <…> Выставка получилась «контрцикличной», отвергающей хронологический или иной линейный порядок. Она определяется не столько через соответствие социальным тенденциям сегодняшнего дня, сколько через переклички с различными традициями. Будучи не концептуальной, а интуитивной, она призвана показать разнородные позиции и точки зрения, а также наметить пути их осмысления и развития».

Каспер Кёниг, куратор «Манифесты 10»

На первом этаже Главного штаба расположены самые крупногабаритные работы в экспозиции. Войдя в первый зал, вы увидите «Красный вагон», украшенный картинами, изображающими счастливых советских людей, и увенчанный лестницей, ведущей в бесконечность. Эта работа художников Кабаковых является воплощением ностальгии по советскому прошлому, когда и трава была зеленее, и отечественные ракеты реже падали сразу после  запуска. А прямо напротив – ироничная инсталляция испанского художника Хуана Муньюса, созданная им в 1991 году для музея Ван Аббе в Нидерландах и посвященная популярнейшему мультфильму 40-ых – «Том и Джерри». Несмотря на кажущуюся простоту, она полна аллюзий и сюрпризов: название «В ожидании Джерри», отсылает нас к абсурдистской пьесе Сэмуэля Беккета, внутри же… впрочем, вы все сами увидите.

IMG_3221-2

Следующий зал полностью посвящен текстильным работам ленинградского художника Тимура Новикова, основателя Новой Академии Изящных Искусств: эти внешне простые до наивности работы, по сути, являются энциклопедией всего мироздания.

Пройдя в следующий зал, а, точнее, в один из внутренних дворов Главного штаба, вы увидите инсталляцию «Срез», созданную Томасом Хиршхорном. Художник соорудил разрушенный страшной катастрофой фасад трехэтажного здания: перед изумленным зрителем шесть комнат, украшенные подлинниками Малевича, Филонова и Розановой из коллекции Русского музея. Вдохновила художника фотография здания, разрушенного ураганом «Катрина».

IMG_3240-2

В том же дворе начинается что-то вроде трубы, имитирующей сводчатые подвалы Эрмитажа. Это работа Эрика ван Лисхаута посвящена… знаменитым эрмитажным котам! Коты были когда-то заселены в эрмитажные подвалы указом императрицы Екатерины Петровны, и до Октябрьской революции получали довольствие на пропитание из казны. Блокаду Ленинграда им пережить не довелось, но, по окончанию войны, были завезены новые охотники  на крыс и мышей, ночные стражи дворца. В центре инсталляции размещены два видеопроектора, транслирующие документальный фильм с русскими и английскими субтитрами о девяти неделях, проведенных художником и его помощниками в подвалах Эрмитажа.

В следующем зале видоинсталляция Елены Ковылиной «Равенство». Художница критически оценивает современное общество и с помощью подпиленных табуретов и видеокамеры бросает вызов социальному неравенству.

IMG_3264-2

Сразу после «Равенства» Ковылиной вас ждет полнейшая несоразмерность Доминики Гонсалес-Форстер. Вдохновленная приключениями Алисы в Стране Чудес, художница для «Манифесты 10» создала поистине великанских масштабов «носовые платки», соизмеримые с оперными декорациями.

Для продолжения осмотра вам  придется вернуться к началу экспозиции и воспользоваться лифтами или лестницей, чтобы подняться на третий этаж. Там вы окажитесь перед выбором: анфилада залов, посвященная исключительно Анри Матиссу, или параллельная ей, наполненная работами современных художников.

Мы выбрали последних и начали осмотр с работ Оливье Моссе: просторный зал украшают «Новые картины» четыре однотонных квадрата разных цветов. Художник следует за ранними абстракционистами и говорит об условности человеческого восприятия в современном мире.

Следующий зал посвящен фотографиям Вольфганга Тильманса. Выставка состоит из абстрактных работ и фотографий, сделанных во время поездок в Санкт-Петербург и Москву в 1999-2014 годы. Художник находит вдохновение в обыденных вещах: предметом его внимания могут служить грязные носки или небрежно брошенные джинсы, чья-то нога, свисающая со скамейки или же полевой цветок.

IMG_3347-2

Далее вы увидите зал отведенный художнику-анархисту Владиславу Мамышеву-Монро, лауреату премии Кандинского, когда-то работавшего с встречавшимся нам на первом этаже Тимуром Новиковым в объединении «Новые художники». Как можно догадаться, представленные работы, по большей части, изображают самого художника в образе Мерлин Монро. В соседнем зале на большом экране видеозапись того, как художник в образе Мерлин поет человеку в маске президента США “Happybirsday, mr. President”. Как говаривал в подобных случаях ослик Иа-Иа: «…Душераздирающее зрелище!».

IMG_3392-2

В следующих залах – работы эпатажного художника из Австрии  Отто Цитко. По замыслу художника его произведение воплощает впечатление Санкт-Петербурга как города трех революций.

Далее – еще один революционно настроенный зал, где представлены репортажные фотографии с Майдана, выполненные Борисом Михайловым в конце декабря 2013 года.

IMG_3406-2

Затем вы окажетесь перед работами Павла Пепперштейна. На картине “Europeintrouble” златокудрая Европа застыла в окружении воистину монструозных персонажей: с запада к ней тянет кривые ручонки Барак Обама в образе Дяди Сэма-оборотня, российский триколор косит зеленым глазом с востока, из-за него выглядывает китайский солдат с красной звездой на форменной фуражке, пожилой араб недовольно хмурит брови на переднем плане, а по правую руку нечто и вовсе абстрактное, но не менее тревожное.

Если к этому времени вы, наконец, немножечко сойдете с ума, то в последнем зале анфилады вас ждет возможность воплотить в жизнь собственные фантазии или оставить послание другим посетителям. Для реализации творческого потенциала гостей в зале расположены столы, сидения, фломастеры и запас бумаги. Идеальное завершение для выставки современного искусства.

IMG_3417-2

После чего можно перейти в параллельную анфиладу и насладиться работами Анри Матисса.

Каждый день в период проведения форума, то есть до 31 октября, в Главном штабе будут проходить бесплатные экскурсии в 12.00, 14.00 и 16.00, к которым сможет присоединиться любой посетитель (при условии наличия билета в Эрмитаж на тот же день). Максимальный объем групп – 25 человек (это будут первые 25 человек, купившие билет и присоединившиеся к группе). Также вы сможете самостоятельно набрать группу единомышленников, численностью не менее 10 человек и заказать бесплатную экскурсию не ранее чем за десять дней.

Текст и фото: Александр Шек

comments powered by HyperComments