Вы здесь
Главная > Театр > Лекция в пустоте

Лекция в пустоте

В первый день июля на площадке галереи NAVICULA ARTIS Театр POST показал уже известную Петербургу постановку «Лекция о ничто». Спектакль Дмитрия Волкострелова –  это не просто спектакль, это и поход к психоаналитику, и разговор с самим собой.

ни2

Сказанная перед началом спектакля фраза о том, что каждый может встать и уйти в любой момент, предупреждает сразу – действие предстоит крайне нестандартное. По сути, и действия никакого не будет, потому что все строится только на голосе и немного на свете.

ниВ центре комнаты, уставленной белыми лампами, выстроен белый куб с тряпичными гранями. Зрителей по одному вводят в эту комнату и рассаживают по периметру куба (по три человека с каждой стороны). Все это происходит в кромешной тьме. Когда все оказываются на своих местах, в центре куба зажигается еще одна лампа, а мужской голос (Иван Николаев) произносит: «Я здесь, но сказать мне нечего».

Весь разговор крутится вокруг фраз «я – ничто», «я иду в никуда». Временами кажется, что это мысли вслух – порой несвязные, повторяющиеся, путающиеся. Но женский голос (Алена Старостина) создает ощущение диалога. В любом случае этот диалог-монолог – поток мыслей без сюжета и действующих лиц.  Все, что видит зритель, – это белая ткань и то зажигающиеся, то гаснущие лампы внутри куба и вокруг него. Актеров зритель увидит лишь в конце, когда они скинут тряпичные грани куба и уйдут.

ни4

Ощущение абсолютной пустоты, появившееся в самом начале, когда еще только начинаешь вглядываться в темноту, постепенно становится все сильнее. Здесь пустота вокруг и пустота, чувствующаяся в словах и фразах, как точки отсчета полета мыслей каждого зрителя. Он (зритель) смотрит на слегка освещенную белую ткань и слушает произнесенный текст, делящийся на такты и части, создающий единую ритмическую структуру. Музыкант-авангардист Джон Кейдж, читавший эту лекцию в не таком далеком 1959-м, нарочно выстраивал текст так, что бы он звучал. Но звучал не так, как звучат слова, а именно как музыка, как его собственные сонаты. Все это зритель узнает только после спектакля, получив конверт с открытками-программками.

ни3

А пока звучит текст, и зритель погружается в эту пустоту, погружается в себя, в свои мысли. У него рождаются свои ассоциации, вспоминаются свои жизненные моменты, проводятся свои аналогии. Получается, что Ничто – это все, а Нигде – это везде. В пустоте рождаются новые мысли, возможно, появляются новые идеи. И они заполняют эту пустоту.

Текст: Яна Чичина

Фото: Юлия Люстарнова

 

comments powered by HyperComments