Вы здесь
Главная > Театр > Кино-театр: «Генрих IV», часть первая.

Кино-театр: «Генрих IV», часть первая.

Режиссер Грегори Доран, один из «выдающихся «шекспирианцев» своего поколения, как окрестил его The Sunday Times, поставил любимейшую зрителями историческую пьесу Уильяма Шекспира «Генрих IV». И увидеть его гениальное творение  зрители разных стран могут благодаря Летнему театральному фестивалю.

г1

Планы Дорана, известного своей любовью к Шекспиру, довольно амбициозны – он решил поставить за шесть лет все 36 пьес из первого собрания сочинений английского драматурга. И в последнее время он все больше склоняется к мнению людей, называющих «Генриха IV» самой великой пьесой Шекспира. Конечно, это утверждение довольно категорично, но, репетируя спектакль вместе с артистами, Доран убедился в правдивости этого высказывания. Постановка «Генрих IV» — это спектакль из двух частей, вместе с постановками «Ричард II» и «Генрих V» входящий в тетралогию о первых Ланкастерах и событиях 1399—1415 годов.

г3Первая часть «Генриха IV» является продолжением исторической хроники Шекспира «Ричард II».   Двоюродный брат короля Генрих Болингброк захватывает власть и свергает Ричарда II, но нынешний правитель забывает тех людей, что помогли ему заполучить корону. Граф Нортемберленд и его сын Гарри Перси по прозвищу Хотспер («Сорвиголова») не могут простить ему этой обиды, поэтому отказываются отдавать военнопленных и решают поднять восстание против короля. Близится битва, которая рассудит, на чьей стороне окажутся сила и правда.

На этом фоне разворачивается судьба молодого принца Хэла, роль которого исполнил Алекс Хэсселл. Он кутит в кабаках и борделях вместе со своим другом — беспробудным пьяницей сэром Джоном Фальстафом. Обманщик, трус, забулдыга – таким предстает перед зрителями Фальстаф, но, не смотря на все его мерзкие качества, именно он становится главным героем пьесы. Чтобы выбрать актера на эту роль, Грегори Доран потратил немало времени, пока ему не посоветовали «оглянуться вокруг». Так он понял, что зря искал Фальстафа на стороне, ведь все время он жил с ним под одной крышей. Грегори Доран и Энтони Шер, исполняющий роль сэра Джона, — партнеры, как на сцене, так и в личной жизни, в 2005 году пара оформила свои отношения официально.

г4

Блистательный актер Энтони Шер, заполучивший признание зрителей благодаря ролям Ричарда III и Тартюфа, и здесь создал неподражаемый образ. Несмотря на отталкивающую внешность и неподобающее поведение, этот персонаж любим публикой. Его ложь о мнимых сражениях и нескрываемая трусость не оскорбляет, а только умиляет.

Пока принц Уэльский с Фальстафом пьянствуют и бездельничают, военный заговоры не прекращаются. Бароны, взбешенные несправедливостью со стороны короля, роль которого исполнил Джаспер Бриттон, хотят войны, чтобы заполучить то, что заслужили. Первым желающим отмщения становится очень юный и отважный Генри Перси Хотспер в исполнении Тревора Уайта. Этот персонаж гневлив и дерзок, но вызывает неимоверную симпатию: искренность персонажа и искренность самого актера подкупают, и волей-неволей желаешь, чтобы бунтарь и сорвиголова одержал победу.

г2

Алекс Хэсселл, создавший образ принца Хэла, — не только блистательный красавец, но и великолепный актер. Его непоседливый Хэл, будущий Генрих V, еще не понимает всей тяжести ответственности, что должна лечь ему на плечи. Он юн и беспечен, его друзья сомнительны, а образ жизни не подобает будущему королю. На протяжении пьесы принц меняется, его образ становится глубже и многограннее. Он взрослеет и также встает на защиту чести своего отца, как и его соперник Генри Перси.

Мир и война соседствуют здесь бок о бок. Казалось бы, сегодня юные и дерзкие веселятся, любят, спорят и хулиганят, а уже завтра они сталкиваются в сражении, где сможет уцелеть только один. Так, схватка принца Хэла и Перси Хотспера является кульминационной точкой в постановке, тут полные жизни герои сражаются за честь своего рода. На записи хорошо видно, что зрители находятся в опасной близости к сцене и любой случайный взмах мечом может нанести поражение не только бойцу, но и зрителю. Вся сцена организована необычным образом: зрители находятся со всех сторон, а выходы со сцены напоминают своеобразные подиумы, через которые и появляются персонажи.

г6

В этом спектакле нет маленьких ролей, все эпизодические персонажи — яркие и оставляющие за собой след в душе зрителей: мальчик на побегушках, вечно по уши в делах, или хозяйка борделя, постоянно твердящая о своем мифическом муже  – Шекспир наделил их такими качествами, которые удачно разбавляют сложный сюжет и соединяет его части в единое целое. Эти персонажи, как и образ Фальстафа, создают не просто юмористический фон, а яркую характерную ноту. Драматические события непрерывно соединяются с комическими моментами, хохот соседствует со слезами, а капли хереса в стакане у толстого пьянчуги — со слезами, пролитыми по безвременного покинувшими этот мир храбрых воинов.

«Генрих IV» — действительно высшее достижение Шекспира в жанре хроники. Эта постановка позволяет прочувствовать всю многогранность образов и привлекает внимание к историческим событиям XIV-XV веков, признанные актеры создают свои сильные роли на том уровне, чтобы «захватить» своими эмоциями не только зал театра, но и кинозалы по ту строну экрана.

Текст: Екатерина Приклонская

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

 

 

 

comments powered by HyperComments