«Выживут только любовники»: неожиданное решение

Семь долгих лет ушло у Джима Джармуша на реализацию его нового проекта «Выживут только любовники». Причиной тому стала нехватка денежных средств - проблема вполне заурядная для независимого кино. Но совсем не характерно для такого кинематографа – это выбирать для своего фильма тематику, которая находится на гребне популярности. На экранах авторское прочтение избитой вампирской истории.

Кто-то уже называет фильм лучшим, что сделал режиссёр со времён «Мертвеца», а кто-то разочарован выбором темы и неоригинальным способом её подачи. 

Главных героев зовут так же, как и прародителей рода человеческого - Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон). Их вампирская натура гораздо тоньше и интеллигентнее, чем «зомби», так они называют людей, от которых постоянно вынуждены скрываться. Они ведут уединённый образ жизни, поженившись несколько веков назад, тогда же они решили перестать охотиться и пристрастились к пьянящей первой отрицательной, которую можно достать в больницах, без ущерба для жизни людей. Только сейчас они разъехались по разным концам света - он живет в пригороде Детройта, она — в Танжере. Но не долго любовники смогли провести в разлуке, и они вновь встречаются в тайном прибежище Адама за бокальчиком крови.

Музыку, которую Хидлстон исполняет с экрана, написал голландский композитор Йозеф ван Виссем.

Адам – музыкант, он пишет музыку и даже имеет фанатов, от которых постоянно вынужден прятаться, он старомоден и консервативен, и уже давно «наелся» бессмертием. Ева – вампир в стиле модерн, в отличие от своего друга, она не чурается технологических разработок  - с радостью пользуется айфоном и одевается в современном стиле. Чёрное и белое – их образы играют на контрасте, при этом они идеально подходят друг другу, и не стали сомневаться в этом даже по прошествии нескольких столетий. На роль Евы выбрана актриса, которая мало того, что старше своего партнёра на двадцать лет, да ещё и наделена андрогинной внешностью, похожа скорее на инопланетянку, чем на мужчину или женщину (достаточно вспомнить её потрясающую роль в фильме "Орландо"). Её внутренняя энергия, горящий взгляд заставляют влюбиться в неё с первых минут просмотра. А в одной-единственной откровенной сцене фильма (что очень удивляет, всё-таки в названии выведено слово «любовники») она выглядит также подтянуто и даже высушено, как и худощавый молодой партнёр, заслуга ли это матушки природы или технологии ретуширования - сказать сложно.

Многогранность Тильды Суинтон великолепно вписывается в экранный образ, затмевая вполне предсказуемого вампирёнка Хиддлстона.

«Зомби», они же люди, у Джармуша – это отсталые, тупые и злобные существа, а вампиры –  богемные интеллектуалы, рассуждающие о науке, искусстве и повидавшие на своих веках много исторических событий, они научены опытом и не хотят жить по варварским правилам, как в XV веке. Они – единицы на этой планете, которые создавали великие шедевры литературы и музыки, они – непризнанные гении, вынужденные скрывать своё авторство под именами бездарных людишек. Так Адам помогает Шуберту в написании музыки, а друг и поставщик крови Евы Кристофер Марло (Джон Хёрт) написал за Шекспира «Гамлета».

Визуально фильм напоминает отшлифованный фотошопом постер: старинные гитары, творческий беспорядок, стильная ретро-берлога и на фоне всего этого бледные бесполые существа в потрепанных халатах. Постоянно вертятся магнитофонные катушки и виниловые пластинки, жующие любимую музыку Адама и Евы. После выпитой крови, действующей на них, как наркотическое средство, комната начинает кружиться в пьянящем дурмане. Монотонная жизнь с вечерними выездами по пустынным улицам Детройта тоже начинает вертеться, как ежедневная порука. И бессмертие надоедает. Всё крутиться в медитативно-монотонной стилистике Джармуша, жизнь вампира - закольцованная дорога, с которой почти невозможно сойти. А их принадлежность друг другу отбивает  даже последнюю возможность покинуть заколдованный круг.Всё было бы совсем трагично, если бы не было так смешно. Чёрный юмор в фильме про вампиров, а какой он ещё может быть в такой ситуации? Длинные диалоги и молчаливые сцены находятся здесь на противоположных чашах весов. Философские речи сменяются красивыми статичными картинами. Многим могло показать по трейлеру, что Джармуш ушёл от своей стилистики и стал снимать более динамичное кино, вовсе нет - фильм размеренно спокойный, довольно предсказуемый, но завораживающий своей красотой.Мировая премьера состоялась почти год назад на 66-ом Каннском кинофестивале, но фильм остался без награды, не смотря на то, что Джармуш – любимец жюри фестиваля. Картина, несомненно, красивая и атмосферная, но оказалась довольно простой для авторского кино и для Джармуша в частности.

Текст: Екатерина Приклонская

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения