Дальше тишина: мы были не просто актерами, мы были живыми богами

Z6aXua6FPBoНа рубеже XIX-XX столетий кинематограф не был тем, чем он является для нас сейчас. Киноактеры не получали огромные гонорары или суперпремии Оскар, а наоборот награждались лишь насмешками и издевками «более талантливых» театралов. Театр же в то время считался элитным искусством высшего света, в то время как зарождающийся кинематограф казался жеманным дамам и мужчинам с биноклями второсортной забавой бедноты.Конфликт между старым и новым искусством изображен в  румынском фильме «Дальше – тишина» Ние Каранфила (2007). Молодое поколение в лице Григоре Урсаке (Марьюс Флоря Византе), сына известного театрального комедианта, готово с головой броситься в киноавантюру. Главный герой, кстати, негодный для театральной карьеры из-за маленького роста, верит в то, что кино – искусство нового времени, способное сохранить мгновение. Но в своей борьбе за кинематограф амбициозному Григоре Урсаке придется столкнуться с множеством проблем: финансового и морального характера. Окажется, чтобы снять фильм о войне за независимость, важны не только патриотические чувства и талант править съемочным процессом, но и материальная и нравственная стороны  вопроса. Потому что, как только речь заходит о деньгах, любой подарок превращается в инвестицию.И вот в голове неудачника Григоре возникает идея податься к богатому, вечно пьяному меценату Леону Негреску (Овидиу Никулеску), покровителю актеров и своей веры в то, что он богом призван на эту землю для возрождения искусства. Сложно сказать, что Леону необходимо больше: искусство как самоцель или доказательство реальности своего вымышленного богоподобного образа. Но все метафизические знаки окажутся лишь символами, которые он, то ли сам себе выдумал, то ли не сумел распознать правильно.IGyk-1pPaG0Да и сама картина построена сплошь из символов. Обнаружить их – дело нехитрое: любой объект обязательно сыграет важную роль в дальнейшем. Как чеховское ружье, которое должно обязано выстрелить, если вдруг появилось. Так стакан воды, появившийся в сцене знакомства Григоре с карьеристкой Эмилией, еще не раз промелькнет на экране, каждый раз с новым метафорическим значением. Монеты, подаренные Леоном, перейдут к следующему герою. А огонь, уничтоживший сначала конкурентов картины Григоре Урсаке, будет нести новые смерти.Кинобизнес в картине «Дальше – тишина»  – символ гибели. Он разрушает судьбы и человека внутри. Комичный неудачник Григоре Урсаке  в сценах нравственного падения (таких как обман пожилой актрисы, отказ работать с Леоном и последующие показания против бывшего компаньона) становится трагедийным образом. Григоре не циничный карьерист, и каждое его отхождение от моральных принципов дается ему нелегко. Но молодой режиссер хочет большего, хочет бороться за свою идею всеми возможными методами. И точки его преломления должны оправдать цель, но каждая из них всего лишь приближает Григоре к краху.rvaVO118ubkДостигнута ли цель? Фильм о войне снят. Режиссер счастлив наблюдать за тем, как движутся тени, которыми он управлял. Пусть сам Григоре и остается незаметной тенью в переполненном зале.Григоре Урсаке остался в истории. И если прежде артисты были живыми богами, то теперь от них остаются лишь тени. Но они согласны пойти на это, чтобы их помнили.

Текст: Ольга Кондрахина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения