You are here
Home > Театр > «Жисть» – с большой буквы «Ж»

«Жисть» – с большой буквы «Ж»

Если о ненормативной лексике представление имеет каждый,  то что же такое ненормативная пластика? В официальном сообществе Театра этой самой Пластики находим следующее толкование: «НЕНОРМАТИВНОЙ: не скованной нормой, экспериментальной, нетрадиционной. Главное — свобода воплощения идей и их восприятия…»

жисть

Определенно, интригует.  9 февраля заинтригованных набралось столько, что зрительный зал театрального пространства «Цех» едва вместил их. Чтобы занять место, гостям приходилось проявлять чудеса ловкости, лавировать и исполнять акробатические этюды со стульями. Но искусство, как и красота, иногда требует жертв.

На суд зрителя была представлена постановка «Жисть» — социальная трагикомедия Романа Кагановича. «Жисть» — это спектакль о быстротечности времени, о попытках человека угнаться за утекающими минутами…  И еще о многих вопросах общего и вполне конкретного характера. В постановке звучат идеи о форматности общественного сознания, о запрограммированности ценностей и убеждений, а также об угнетающем воздействии системы на человека.

жисть3

 

Главное действующее лицо здесь, кажется, именно время. Оно задает ритм всему, оно управляет другими персонажами. Оно даже способно прервать речь конферансье, самовольно начав спектакль. Олицетворяют время люди в белых химзащитных комбинезонах и респираторах. Хотя возможно, что в начале постановки они представляли нечто иное — волю судьбы или предопределение, если угодно.

 

 

 

Спектакль очень символичен. Например, основные периоды жизни пишутся водой на школьной доске – и, естественно, очень быстро исчезают. Персонаж, изображающий сначала воспитателя, а потом и учителя, вскоре превращается просто в систему, которая на протяжении всего спектакля старается исправить нестандартное мышление человека. Особенно ярко это показывает сцена сдачи ЕГЭ – когда абитуриенты под соответствующую музыку размеренно-механическими движениями передают всю специфику процесса.

Но, несмотря на такую не слишком радужную тематику, спектакль говорит на языке комедии. Типажи, выведенные в постановке, до умиления забавны. В них с легкостью узнаешь настоящих, живых людей – пускай и нарисованных гротескно. А ситуации – простые жизненные ситуации, обыгранные с юмором и находчивостью – заставляют по-доброму усмехнуться над  собственными «драмами»  и «фатальными ошибками».

жисть2Кстати говоря, обратившись к жанру комедии (с примесью трагизма, но всё же), режиссер вполне удачно избежал «избитостей» и плоских шуток. Комизм у него получился не пошлый, а во многом приятный и очаровательный. Это ощущение не было испорчено ни одним моментом, ни одной мелкой деталью. Даже обозначение четвертого этапа существования большой буквой «Ж» выглядит остроумно — конечно, ведь по нашим представлениям, настоящая «жисть» начинается только по окончании всех кругов ада: детского сада, школы, ВУЗа… Но стоит присмотреться – кроме этой пресловутой «Ж» ничего и не осталось от манящего слова. А мы всё бежим, торопимся… Куда?

Постановка не отвечает на вопросы. Она их задает. И помимо вопросов, заложенных в нее режиссером, неизменно возникает еще один. Почему настоящее, живое, искреннее искусство обитает в подполье? Переполненный зал «Цеха» — это, конечно, здорово. Но ведь не предел для таланта, которым наделен каждый участник постановки.

Текст: Елена Чернакова

Фото предоставлены организаторами спектакля

comments powered by HyperComments