You are here
Home > Кино > «Жажда» Дмитрия Тюрина: про войну без войны

«Жажда» Дмитрия Тюрина: про войну без войны

 p_173398    

  Малый зал в кинотеатре «Художественный» битком забит. Это странно для подобного рода фильмов, тем не менее, охранник лихорадочно выносит приставные стулья, которые тут же занимают ожидающие. В полумраке зала из динамиков тихо мурлычут The Cranberries, и на площадку перед экраном выходит девушка с микрофоном в руке.По её команде на сцену марширует съёмочная группа – целых тринадцать человек. Среди них не только режиссёр и актёры, но и гримёр, художник по костюмам, звукорежиссёр, и прочие очень важные для кино, но куда менее публичные люди.  Для многих из них, возможно, такое было впервые. Режиссёр говорит что-то в духе «спасибо, что пришли» и «для нас это очень важно», все аплодируют, и под окончательной властью темноты на экране проявляется фильм.

p_629244

 Костя, скрывающий своё изуродованное лицо в капюшоне, усыпляет соседского малыша рассказами о собственной жизни. Флэшбэки перемешиваются с повествованием о том, как он вместе с друзьями Геной и Пашкой ищут пропавшего армейского товарища Серёгу. За помощью в поисках герой обращается к отцу(Алексей Гуськов), когда-то оставившему их с мамой, а теперь ставшему папой двум другим ребятишкам. Это паутина взаимоотношений — между Костей и отцом, Костей и соседкой, между Пашкой и Геной, Пашкой и мачехой Кости, между директором школы и юным Костей, между персонажем и окружающим его миром – объединена чувством жажды, которое никак не удовлетворить.p_572753

«Жажда» — фильм на серьёзную тему, снятый на качественную цифровую кинокамеру Red Epic, с молодыми актёрами под руководством молодого многообещающего режиссёра.

p_572754Для Михаила Грубова, исполнителя роли Кости, это первая большая роль в кино, и, нужно отдать должное, справился он с ней прекрасно. Его персонаж убедил не только гражданских, но и ветеранов – фильм был показан на нескольких специальных фестивалях военного кино, где получил положительные отзывы.

mWuMC2qfMxQСтарательный и яркий персонаж Гены (в исполнении Романа Курцына, хорошо знакомого по российским сериалам «Меч», «Я подарю себе чудо» и другим составляющим программы телепередач) хоть и не является главным героем, но заметно выделяется на фоне остальных. Гена командовал парадом в Грозном, продолжает командовать им и на гражданке. Он за шиворот волочит Костю в машину, чтобы вместе отправиться на поиски пропавшего друга, он же разжигает конфликт между отцом, его новой женой и Костей. Не присутствует он только в эпизодах с ребёнком соседки, которые кажутся антрактами между его появлениями. Шутка Романа Курцына перед показом: «На самом деле это фильм о Гене»,  после просмотра кажется только долей шутки.

go_KFgOh-t0
Режиссёр фильма Дмитрий Тюрин

Фильм, где собственно война показана в единственном эпизоде на пять минут, оказывается куда более военным, чем все те картины, где одни перестрелки, а войны как таковой нет. Заметна домашняя работа Романа Курцына — актёр специально для фильма общался с инвалидами войны, записывал в блокнот их истории. Персонажи в «Жажде» — как посредники между участниками боевых действий и остальной общественностью, ветераны говорят ртами актёров. Наверное, поэтому «Жажда» так нравится им – фильм показан во многом именно с их точки зрения, которая не всегда может быть объективной или критической, но чувственно знакомой тем, кто прошел армию, с войной или без. Роман сам похож на военного, по его словам, он провёл семь лет в казармах рядом с мамой, секретарём-референтом секретного отдела химической защиты, в его глазах эстетическое восхищение военной техникой, на шее кулон в виде кастета, он считает, что каждый парень должен пройти это. Под «этим» имеется в виду армия, в которую сам Роман так и не попал.p_629242

Это фильм для военных и про военных, несмотря на то, что место действия – гражданка.

В фильме смешиваются два понятия: службы в армии и самой войны непосредственно, в разговоре сложно понять, о чём именно речь. Просто отслужив, персонажи не изменились бы так, как изменились, им не пришлось бы заново учиться жить мирной жизнью, Костя не стал бы отшельником-фриком, их дружба с Геной, возможно, не была бы такой крепкой.  Все дополнительные факты размывает малая глубина резкости – в «Жажде» нет места Питеру, в котором фильм был снят, маме Кости (Галина Бокашевская), исполненной с сериальным надрывом в голосе, водке и живописи, директору, мальчику, с которым Костя подружился. Всё исчезает, не задерживается в памяти.Скорее всего, именно это не понравилось Андрею Геласимову, автору романа-первоисточника. Множество побочных, но интересных линий, которые были в книге и наверняка в сценарии, были поглощены Red Epic и разросшимся персонажем Гены.p_629243

И после всех неудач и недоработок, фильм остаётся интересным. В «Жажде» много юмора, а драма отцов и детей, нереализованного таланта, недостатка общения – позволяет выбрать именно ту линию, которая наиболее близка. Фильм пройдёт в России очень ограниченным прокатом, в Санкт-Петербурге всего три кинотеатра с сегодняшнего дня демонстрируют его: Художественный, Дом Кино и кинозал в Эрарте. «Жажда» — не шедевр, но на удивление лёгкое кино на тяжелую тему.

Текст: Саша Никитина

comments powered by HyperComments