Вы здесь
Главная > Кино > «Нуарный дзэн»

«Нуарный дзэн»

7Mp-XijvUqE

Фильм «Дзэн-Нуар» посвящен идее нахождении себя в мире, а точнее в рамках дзэн-буддистской концепции. В картине сошлись два не имеющих друг к другу отношения стиля. И если первый это стиль ганстерских настроений, стиль криминальной трагедии, боли и красоты — «нуар», примером которого может служить известный французский фильм «Le samouraï» (1967), то второй  — стиль «дзэн» — это скорее философское мировоззрение, редко имеющее кинематографическую реализацию из-за сложности концепции. Например, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003). Таким образом, если явления «нуара» в кинематографе более или менее понятно, то явление «дзэна» наоборот.

По сути оформления и подхода в кино, «дзэн» реализуется благодаря декоративному минимализму, медитативным сценам и языковой лаконичности, то есть дискурс персонажей постоянно находиться в напряжении, а сами герои фильма отражаются благодаря языку тела и мимики. В таком контексте «дзэн» как явление в кино можно рассматривать вполне натурально во многих фильмах, большинство из которых в основном восточные: например, «Дзэн» (2009) Банмея Такахаси, «Куклы» (2002) Такеши Китано.

IBSuZhBbwfc

Если слегка затрагивать сюжет, чтобы не раскрывать самого важного, можно лишь сказать, что какой-то детектив (Дуэйн Шарп) прибывает в дзэнский монастырь для расследования загадочной смерти одного из монахов. Но цепь странных событий в монастыре заставляет героя усомниться в верности своего образа жизни и мышления и произвести переоценку ценностей. Не зря слоган этого фильма «Иногда тайна больше, чем ты думаешь» — полностью передаёт основную мысль, которую транслирует Марк Розенбуш в своей работе.

Полное погружение в атмосферу какой-то абсурдности или даже лёгкого сумасшествия не стеснят восприятие интересного киноэксперимента. Почему умер служитель монастыря? Все люди смертны… вопрос в другом: нужна ли кому-то его смерть? Чем дальше развивается сюжет, тем больше становится понятно, что режиссёр хотел показать жизнь с необычной стороны во всём её проявлении. От легкого до сложного, от смешного до горького, от ложного до истинного.

nCkoKLNziXs

Создаётся ощущение прекрасной, чисто сделанной работы: благодаря хорошо прописанным персонажам, каждый из которых обаятелен и имеет свою четкую функцию в рамках фильма и его сюжета. Так, главный герой Детектив (Дуэйн Шарп, который также снимался в фильмах «Проклятый путь» (2002) и «Отзвуки эха» (1999)) пускается в расследование смерти монаха, встречая на своём пути настоятеля монастыря  (Кима Чана, который может поразить списком своих ролей в кино и их разнообразием). Взаимодействие этих героев есть кульминационный процесс фильма, где случается резонанс действительности для героя.

Имея в виду минималистичность этой картины, учитывая, что это камерное кино, фильм содержит всего 6 персонажей, из которых двое главных и остальные второстепенные, но каждый из них концептуален. Никто из указанных актёров ранее не имел дела с подобными темамими и проблематиками, а также антуражем картины.

R9Mm2cEN-oM

Говоря о концептуальности, которая идёт рука об руку с атмосферностью фильма, можно отметить и особое языковое наполнение, то есть лексический состав употребляемых слов: интересно, что многие фразы главного героя это практически поэтические метафоры. Так, например, важным символом фильма является апельсин («orange»), смысл которого раскрывается на протяжении сюжета.

Ещё одной особенностью «Дзэн-нуара» является его саундтрек, созданный композитором Стивеном Чесни,  он служит сильной опорой для сюжета, общей концепции и особенно атмосферы всего фильма. Таким образом, аудиально-визуальное содержание фильма стремится к гармонии, об этом  говорит уже наличие ясной эстетики в картине, благодаря которой фильм вполне можно считать произведением искусства.

JOfa9tiihik

Картина Розенбуша получилась очень интересной для арт-хаусного поприща, несмотря на то, что она практически неизвестна в России и во многих других странах. Также важно заметить, что это единственная работа режиссёра. Причём в Россию она попала, благодаря двум личностям (по их просьбе мы не раскрываем их имен). Они же сделали для фильма субтитры на русском языке.

Фильм, что называется, на любителя экспериментального кино (эта картина, в которой затронуты экзистенциальные вопросы в нетипичных условиях с оригинальным наполнением и реализацией) или для тех, кто пытается себя удивить чем-то новым и ни на что не похожим. Но в любом случае он будет восприниматься  легко даже теми, кому не очень близка тематика такого кино.

Текст: Владислав Кириченко

 

comments powered by HyperComments