Немая музыка

Отзыв о романе  Евгения Алёхина "Камерная музыка", или о том, как простые парни с окраин не добиваются ничего.

[caption id="attachment_40771" align="alignnone" width="640"]Евгений Алехин Евгений Алехин[/caption]

Книгу "Камерная музыка" Жени Алёхина я купила на выходе с концерта его группы "Макулатура". Мы стояли в очереди в гардероб, а долговязый коротко стриженый парень сидел за столом, заваленным книгами, смущался и злился на себя за это смущение. Не зная, куда деть руки, он курил и перекладывал книги. Мне стало жалко его, я схватила первую попавшуюся и, заняв денег у подруги, протянула их автору. Пока Алёхин царапал на развороте "Ксюше, макулатура", я сказала, что читала его повесть "Третья штанина".

– Третья штанина – говно, – безапелляционно ответил он.

– Ну, надеюсь, эта лучше, – с улыбкой ответила я.

– Нет, эта тоже говно. Вот эта ещё куда ни шло, – ткнул Алёхин в другую книгу "Ни океанов, ни морей".

Я смутилась.

– Ну, ты купи её в магазине "Все свободны", - ответил он и вернул мне «Камерную музыку».

Я тогда подумала, что эта ситуация может быть не такой чудовищной только в том случае, если "говно" – это своеобразное Алёхинское кокетство. Но надежды не оправдались.

И всё бы ничего: ну, написал умный парень глупый роман, подзаработал, жену накормил, в конце концов. Но спустя полгода я вижу "Камерную музыку" в лонг-листе "Нацбеста".

Тогда я подумала, что чего-то не поняла. Но нет: и при втором прочтении книга кажется банальной сборкой постов жж. Хотя она может быть интересна фанату группы "Макулатура", желающему знать, из какого сора выросла группа и радующемуся мысли, что "тот самый" Алёхин – такой же человек, как и он: жрёт, спит, одевается, работает на дурацких работах и боится федералов.

Рассказы о воровстве в магазинах, тёлках и технической стороне создания треков перемежаются пассажами вроде "случайно положи взгляд на любой фрагмент мира, произнеси вслух имя предмета и поймёшь, что любое определение ложь". Игра в экзистенциалиста перестала быть откровением лет 50 назад, но автора это, по всей видимости, не смущает, также как и не смущает то, что его выпады, пусть трогательные, но всё-таки – пересказ другими словами (а, возможно, и теми же, нужно проверить) Камю, Кафки, Моравиа, Газданова и ещё бог знает кого. Спасибо, конечно, Жене за его удивительную начитанность, но создаётся ощущение, что книжку свою он пишет в расчёте, что его читатель классику XX века в глаза не видел, а потому "Камерная музыка" сможет открыть для него новую грань бытия.

Книга, стоит отдать ей должное, написана гладко и умело, и, несмотря на общую бессодержательность, читается на одном дыхании. Правда и выдыхается с той же скоростью. По итогу, в мыслях и чувствах остаются лишь смутные воспоминания, как будто ты не читал, а под водку разговаривал всю ночь на кухне с соседом: пока говорили, всё казалось очень умным и настоящим. Но, вспоминая диалог с утра, понимаешь, что ничего нового вы не сказали, а просто в очередной раз поныли. При чём даже не об ощущении бессмысленности или обречённости, а просто о том, что баба у тебя злая и борщ невкусный приготовила, а начальник козел, как и все эти чёртовы богачи.

Текст: Ксения Морозова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения