Вы здесь
Главная > Кино > Когда твоя девушка больна

Когда твоя девушка больна

Любитель сюра, пишущий свои картины абсурдистским почерком, французский режиссёр Мишель Гондри экранизировал роман Бориса Виана «Пена дней». Перенести на экраны игру слов и стиль романа – задача непосильная. Фантастический мир Виана полон эмоций, пародий, джаза и футуристических намёков — все эти изыски перевести с литературного на киноязык сможет, наверное, только выдуманный самим Вианом режиссёр. Или Мишель Гондри.

Автор: Вероника КЛОМАС

lecume-des-jours-le-film

Виан написал роман в послевоенном 1946, но в произведении предчувствуется путь дальнейшего становления мира: новые технологии и сексуальная революция — недаром писатель стал одним из вдохновителей молодёжного бунта во Франции в 1968 году. Даже американские хиппи заимствовали у француза романтические образы и мысли. Цветы, вложенные в оружейные стволы — это как раз из «Пены дней». Борис Виан бунтовал против всех общественных институтов и против их критики. Он атаковал и церковь, и религию, и идеологию — абсолютно всё, что как-либо ограничивало человека, заставляло выбрать один путь. Для Виана «истинных путей» не существовало в принципе.

Герои романа Виана это 20-летние юноши и девушки, которые не хотят жить по правилам отцов. У Гондри же герои немного «состарены», но тем очаровательнее кажется эта знакомая идея о вечной молодости души. Хлоя и Колен – влюблённые молодые люди, живущие в, казалось бы, обычном мире. mediaОднако в нём танцуют скосиглаз, делают напитки в пианоктейле, по дому бегают солнце и мышь с человеческим лицом, а «Блевотину» Жан-Соля Партра принимают в виде таблеток (Сартр, спародированный Вианом, помимо того, что был его другом, ещё и увёл у него жену). Влюблённые кружатся вместе в прекрасном мире молодости, безоблачном и разноцветном. Но практически сразу после свадьбы в лёгком Хлои прорастает кувшинка, и мир вокруг персонажей начинает тускнеть, дом заполняется пылью, комнатка сужается, и под конец фильм становится чёрно-белым.

В романе Виана на каждой странице по несколько расчудесных образов, у Гондри их ещё больше на каждую минуту. Двум мастерам абсурда – словесного и визуального – можно соревноваться друг с другом. Некоторые образы Виана режиссёр не использовал, но зато придумывал свои, не менее оригинальные и символические. От фильма невозможно отвести глаз: стоит на секунду отвлечься, и непременно упустишь частичку красоты. Картина Гондри такая же нежная как роман, и во многом этой нежностью фильм обязан великолепной Одри Тоту. Но одновременно с воздушным и сюрреалистичным миром весь пессимизм и тихая грусть  романа тоже ступили на экран. Хотя события и атмосфера сверхфантастичны, на деле – это лишь метафора реальной жизни, кувшинка в лёгком у Хлои – это любая смертельная болезнь, которая открывает нам глаза на невечность земной жизни и раскрашивает её в чёрные тона. В произведении важна идея неприятия общества как такового: когда герои пытаются взаимодействовать с внешним миром за пределами их любви, они сталкиваются с жестокими и непонятными процессами социума.

original19273192

Абсурд и красота в фильме играют друг с другом каждую секунду, картина пропитана джазом, который так любил Борис Виан, и прочими интеллектуальными задачками. Первая часть фильма, молодая и счастливая, полна остроумных шуток, а возня одного из героев с творениями и фигурой Жан-Соля Партра по-настоящему превращается в экзистенциальное помешательство, очень милое и забавное.

В июне 1959 года Борис Виан в возрасте 39 лет пришел в парижский кинотеатр «Марбеф» на премьеру фильма по его триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы», снятому против его воли. Спустя десять минут писатель упал в обморок и по дороге в больницу скончался. Его сердце не выдержало чрезмерного волнения. Скорее всего, картина Гондри, очень уважительно отнёсшегося к первоисточнику, пришлась бы по абсурдистскому вкусу писателя. «Пена дней» такое же прекрасное, визуально и содержательно, полотно, как и «Вечное сияние чистого разума». Когда смотришь фильм, понимаешь сколь великолепно единение чувств и разума, и не стоит их отделять друг от друга. И за это отдельно хочется снять шляпу перед месье Гондри!

comments powered by HyperComments