Текст: Вероника Кломас
Фредрикссон однажды сказала, что «дружба станет важнее любви» в будущем, поэтому большая часть творчества писательницы посвящена именно дружеским отношениям. В центре истории «Симон и дубы» дружба двух семей, проживающих в Гётеборге в 40-50-х годах XX века. Юный Симон Ларссон – замкнутый мальчик, любящий книги и избегающий людей, узнаёт, что его настоящий отец был евреем из Германии. Устремившись на поиски родных корней, он открывает для себя гораздо больше, чем тайну своего происхождения. Он открывает тайну жизни.Фильм условно делится на две равные части: сначала мы смотрим на мир глазами мечтательного ребёнка, которого играет чрезвычайно красивый актёр Джонатан Уоктер, затем – повзрослевшего циника. Картина удивительно тонко показывает взросление и становление личности, фундамент которой складывается в детстве и является самой прочной частью человека. Главный герой, выросший в рабочей семье, тяготеет к искусству и постепенно привязывается к состоятельному отцу своего одноклассника Исаака из еврейской семьи интеллектуалов. Социальные условия и традиции делают Симона аутсайдером в собственной семье, где не принимают привязанности мальчика к возвышенному. Фактически семьи «обмениваются» детьми: Исаак помогает отцу Симона в физическом труде, Симон слушает музыку с отцом Исаака. Юный Симон напоминает Гека Финна – свободолюбивого и преданного себе. Он беседует со старым дубом, равнодушным к изменениям и излучинам человеческих судеб, как сама вечность. Повзрослев, он возвращается к лучшему другу и видит, насколько глубоко детские воспоминания пускают корни в душу человека.Лиза Олин талантливо и трогательно воплотила на экране взаимосвязь и энтропию человеческих судеб. Она рискнула показать правду о шведской жизни времён Второй Мировой войны, когда в хоть и неоккупированной стране каждый жил в страхе и боялся проснуться утром. На творческой встрече после показа фильма режиссёр рассказала, что, как и главный герой фильма, только в 17 лет узнала о своём еврейском происхождении. Ещё несколько лет назад Олин задумывала снять телевизионную многосерийную экранизацию романа шведской писательницы, но возможность предоставилась только три года назад. В результате, остановившись на восемнадцатой версии сценария, Олин сняла полнометражный художественный фильм с великолепными режиссёрской, операторской и актёрскими работами. Важным компонентом в насыщенной символизмом картине стала классическая музыка, по средствам которой зрителю открывается внутренний мир Симона.Фильм нелишний раз напоминает нам о цикличности человеческого пути и вечном возвращении, как учит даосская мудрость. И в финале картины мы вновь оказываемся в начале, у печального моря и старого дерева.