«Невозможное»: Wash you clean

Наоми Уоттс и Эван МакГрегор под предводительством испанского режиссера переживают цунами в последнем фильме закрывшейся киностудии «Ciudad de la Luz».

the_impossible

Удивительно, что «Невозможное» удостаивается большого количества положительных оценок. Ведь что такое фильм-катастрофа? Это зрелищность, вдохновляющая история и герои. Без зрелищности можно умело обойтись, как показал нам Джулиан Феллоуз в своем «Титанике» (2012), обойдя вниманием тот кульминационный момент, что так истово муссировался Джеймсом Камероном. Или же Дэнни Бойл - в картине «127 часов» (2010) нет природных или техногенных катаклизмов: на протяжении полутора часов мы видим Человека, который пытается выжить, и благодаря силе духа ему это удается.Обусловленность зрительских восторгов и, соответственно, кассовых сборов закономерна – аудитория хочет зрелищ, желательно с известными актерами в главных ролях. Плюс - экзотический испанский режиссер и репутация МакГрегора как актера, появляющегося в том числе в авторском кино. Что же показывает нам Хуан Антонио Байона? Женатая пара с детьми оказывается в самом эпицентре цунами. Прекрасные спецэффекты в полной мере показывают зрителю ужас произошедшего. И в этом главная проблема картины - за сопереживание здесь отвечает художник-постановщик.Несмотря на рейтинг PG-13, фильм не стоит смотреть особо чувствительным людям. У его создателей нет уважения к человеческому телу, поэтому вы увидите действительно жуткие (!) картины человеческой плоти и многочисленные кадры мертвых тел - какую художественную задачу решал режиссер, выставляя напоказ эти кровожадные сцены, непонятно. Показать такое мог бы Элай Рот, но он никогда не претендовал на высокую мораль и работает в иной тематике.

THE IMPOSSIBLE

Законы жанра жестки и обязательны – в фильме-катастрофе катаклизм является лишь фоном для человеческих отношений, демонстрации того, как проявляются характеры людей в экстремальных ситуациях. Каковы герои «Невозможного», сказать нельзя – они бледны и невыразительны. На их место можно поставить кого угодно, невзирая на пол, возраст и прочие характеристики - сумма от этого не изменится. В чем мотивы их поступков? Спастись? Это очевидно. Исключительно ради демонстрации этого первичного инстинкта не стоит тратить бюджет в 30 млн. евро.Когда-то на Оскар за исполнение роли «того, кто выжил» номинировался Эдриан Броуди («Пианист», Р.Полански, 2002), а теперь вот Наоми Уоттс. Тяжело оценить игру актеров, когда тела их героев серьезно повреждены и они априори должны вызывать сочувствие, затмевающее все остальное. Использование в эпизодических ролях людей, которые реально пострадали от цунами, остается не совсем понятным. Если спасенные Шиндлером появляются в фильме Спилберга, чтобы продемонстрировать великодушие и смелость спасшего их человека, то зачем пострадавшие участвовали в съемках «Невозможного» сказать трудно. Неужели им хотелось еще раз пережить катастрофу? Ведь для воссоздания обстановки было бы достаточно свидетельств этих очевидцев.Если вам нужна зрелищность, смотрите «2012» (Роланд Эммерих, 2012), если история человеческого выживания и Человека как такового – «127 часов», а если все сразу – то «Остаться в живых» (Дж.Дж.Абрамс, Д. Либер, Д. Линделоф, 2004-2010). «Невозможное» - это лишь спец.эффекты, истерзанная плоть и известные актеры.Для Руфуса Сиксмита застрелившийся Фробишер был куда большей катастрофой, чем цунами, случившееся в «Невозможном» и для того, чтобы это понять, не требуются литры фальшивой крови и искалеченная плоть. Беда в том, что именно эти атрибуты нужны зрителю для того, чтобы «катастрофа» произошла.

Текст: Евгения Савкина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения