Вы здесь
Главная > Музыка > raison d'être: От общего к частному

raison d'être: От общего к частному

raison d‘être в клубе «da:da», 14 октября 2012.

Швед Петер Андерсон – безусловно, одна из самых таинственных и культовых персон на мировой дарк-сцене. Он записал несколько десятков релизов в рамках огромного количества своих проектов, многие из которых выходили на известном лейбле «Cold Meat Industry», но самый известный из них, несомненно, “raison d’être”. Это – уже второй за последнее время визит Андерсона в Россию, в рамках которого он на этот раз дал концерт в клубе «da:da».

 

“raison d’être” является своего рода столпом стиля dark ambient, повлиявшим на большую часть его современных исполнителей. Его холодное, и в то же время плотное звучание объединяет в себе колокольный звон и звуки органа, индустриальный шум города и шорохи природы, на ассоциативном уровне отправляя слушателя в самые забытые уголки его памяти. В переводе с французского «raison d’être» — смысл жизни; Андерсон позаимствовал это выражение у знаменитого психиатра Карла Густава Юнга неспроста. Юнг развивал теорию коллективного бессознательного, согласно которой человеческая психика подвержена влиянию набора определённых архетипов, находящих отражение в наших снах и мифологии. Ровно также они находят отражение и в музыке Петера Андерсона.

Вряд ли для такого жанра, как dark ambient, подходит выражение «разогревать толпу» — тем не менее, этим нелёгким делом занимался петербургский проект “Lamia Vox”, состоящий, как выяснилось, из одной девушки по имени Алина. Это вызвало некий скепсис, который быстро был развеян – большая часть публики в зале ждала её выступления не меньше, чем “raison d’être” и приняла со своего рода воодушевлением. И не зря – ведь за плечами у девушки выступление на знаменитом лейпцигском фестивале “Wave Gothic Treffen” с такими иконами темной сцены, как “Rome”, “Spiritual Front” и “Lustmord”.

Для “Lamia Vox” характерно, как ни странно, довольно тёплое звучание. Ритуальные мотивы в её музыке переплетаются с милитаристскими ритмами, рождая своеобразную тёмную гармонию. Звук плотный, давящий, тягучий и, безусловно, интересный, так что если вам всё ещё кажется, что дарк эмбиент – дело не женское, стоит послушать творчество Алины и, возможно, это заблуждение развеется, а если даже нет – точно не потеряете время зря.

После небольшого перерыва зал опустился в бездонный нойз и на сцене наконец-то появился сам Петер. Писать о дарк эмбиент концерте, не используя многочисленные штампы, невозможно – эта музыка настолько конкретна, что давно превратилась в штамп сама по себе, и в то же время, проникая в психику того или иного слушателя, рождает абсолютную субъективность. Но субъективность эта – настолько интимного толка, что говорить о ней просто-напросто неприлично. Сам Петер говорил, что с помощью “raison d’être” он ищет свою истинную природу, погружаясь в глубины своего подсознания. Именно такого эффекта можно достичь, углубляясь в атмосферу его музыки.

Саунд “raison d’être” – это идеальный баланс между природным и индустриальным. Характеристика избитая, но вряд ли можно описать его более точно. Земля, асфальт, стекло, вода, лязг металла и шум ветра – всё это смешивается в какофонию, воспринимаемую на пределах слуха, в низких частотах которой рождается глубина. Если попытаться трансформировать её в цвет, то это, безусловно, оттенки сепии, которые можно было наблюдать на визуализации в глубине сцены. Это что-то такое общее и в то же время частное, что, как бы пафосно это не звучало, заставляет чувствовать себя частью чего-то необъятного и странного, и в то же время погружает в одиночество.

Все эти мысли приводят лишь к одному выводу: “raison d’être” — музыка для внимательного слушателя. Многие вышли из зала в какой-то степени разочарованными, потому что шли «смотреть концерт» (зрелищность которого была по сути сведена к нулю) – но музыку не нужно смотреть, её нужно слушать, чувствовать, пропускать через себя, и только в таком случае вы выйдете из зала уже немного другим человеком – потому что узнаете о себе много нового. Такое выступление – своего рода психологический эксперимент, пройти через который под силу не каждому.

Текст: Даша Климова

comments powered by HyperComments